Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое наследие оставили древние евреи?

Темы: Христианство, Ислам, Философия, Идолопоклонство, Иудаизм, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Добрый день! Я делаю доклад в школе про древних евреев, и, к сожалению, у меня недостаточно информации. Не подскажете, какое наследие оставили древние евреи современникам? А.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, А.!

Какое наследие оставили древние евреи современникам?

Наследие, о котором Вы хотели бы узнать, находится у всех на глазах, только к настоящему моменту оно стало настолько «само собой разумеющимся», что некоторые даже подзабыли о том, что оставили-то его именно древние евреи.

Если двумя словами, то они оставили идею и книгу.

Идея — монотеизм.

В наше время главный вопрос, который возникает в связи с религией, — это вопрос о существовании Б-га: Он есть или Его нет? Но, если предполагают, что Он есть, обычно само собой разумеется, что Он — один. Всемогущий и Всеобъемлющий. Ну да, были там мифы у древних греков, различные Аполлоны и Афины с Посейдонами, которые конфликтовали друг с другом, подобно людям, но для современного человека все это — очевидные сказки, пусть для некоторых и интересные с различных точек зрения.

Однако до «вклада» древних евреев именно в такого рода сказки верило большинство людей. Отчасти потому, что люди в большей степени зависели от сил природы, перед которыми часто были беспомощны. Поэтому силы природы легко ассоциировались с какими-то сверхмощными высшими силами, и велик был соблазн обращаться к ним. Например, когда находишься на небольшом корабле в открытом море и разыгрывается мощный шторм, легко предположить, что это бог моря гневается и надо его умиротворить. Одна сила может «побороть» другую — значит, это боги на небесах меряются силами и один из них одержит верх.

Этому мировоззрению бросил вызов Авраам, ставший в результате первым евреем. Вместо того, чтобы слепо принять существующие догмы, он стал вдумываться, пытаясь понять устройство мироздания. Увидев сначала солнце во всей красе, а затем луну, и то, как они сменяют друг друга, Авраам решил: это не два божества, которые попеременно становятся «царями горы». Есть один Хозяин, Который стоит над ними и управляет ими, как марионетками. И обращаться с молитвами надо непосредственно к Нему.

В те времена идея Авраама была радикальной, и он в буквальном смысле угодил на костер, то есть был брошен в огонь царем Нимродом. Но Б-г чудесным образом спас его, и он основал целое движение, а затем и произвел потомство, которое продолжило нести эту идею в мир.

Долгое время евреи оставались единственным народом, исповедовавшим монотеизм, а окружающие народы, от египтян до римлян, продолжали поклоняться каждый — целому пантеону богов. Но в конечном счете еврейская идея широко распространилась, пусть и в искаженном виде, в форме двух мировых религий, отколовшихся от иудаизма: христианства и ислама. Нельзя сказать, что евреи активно способствовали их возникновению: для самих евреев эти учения были неприемлемым искажением их веры, а последователи этих религий — преследователями, взбешенными отказом евреев принять их учение как легитимное «продолжение» и «развитие» иудаизма. Но факт остается фактом: если бы не было изначальной еврейской религии и идеи монотеизма, не было бы и этих религий, они «родились» из нее.

Известно, что первые христиане были всего лишь еврейскими сектантами, одной из многих сект в то неспокойное время. И если бы тот, кого они объявили основателем своей религии и обожествили, действительно воскрес, он, возможно, немало удивился бы такому своему статусу и такой религии: вряд ли он все это имел в виду, он был просто религиозным евреем со своими идеями, оказавшимися для его собратьев неприемлемыми.

Но, так или иначе, изначально еврейские идеи распространились в основной части цивилизованного мира в той форме, в какой их оказались в состоянии принять те народы. И теперь, немного утратив былую молодую пассионарность, многие представители Западной цивилизации признают, что их ценности являются «иудео-христианскими». А когда остынут представители другой ветви, выросшей из иудаизма (о чем на данный момент говорить явно преждевременно), то признают, что и ее ценности являются «иудео-мусульманскими».

Такая вот простая идея, которую дали миру древние евреи.

Ну а идея сопровождалась книгой. Которую весь мир называет Библией. А евреи — Торой.

Ее записал под диктовку Самого Б-га еврей Моше (Моисей) — спросите любого знающего христианина. К изначальному Пятикнижию были потом добавлены книги Пророков и Писания. Разумеется, все пророки были евреями, как и все авторы Писаний — тоже либо пророки, либо великие одухотворенные цари и лидеры народа: Давид, Шломо (Соломон), Мордехай. «Псалмы», «Песнь Песней», «Коэлет» («Экклезиаст») — как Вам наследие?

(Религия, отколовшаяся в свое время от иудаизма, называет эти книги «Ветхим Заветом», за которым, мол, явился «новый». Но, даже не вдаваясь в спор о его истинности, опять же, известно, какой национальности были люди, его написавшие).

Многие библейские истории (события, произошедшие с древним еврейским народом) стали классикой. Например, Исход из Египта стал моделью для многих национально-освободительных и революционных движений, а также стал основой сюжетов типа «Золушки», да и всех сюжетов, построенных по схеме «от страдания к радости».

Также древние евреи, будучи носителями полученной от Б-га Идеи и Книги, стали Его избранным народом — избранным для исполнения определенной функции — и «народом Книги», призвание которого — не просто ученость, но и нравственность, и не только самим быть такими, но и нести переданный им свет миру, просвещать тех, кто будет в этом заинтересован. Иными словами, они ввели понятие интеллигенции (пусть тогда это называлось по-другому): ведь именно такой представляется собственная роль этой прослойке в каждом народе. (А «народ», который она просвещает, отчасти уважает ее за ту самую ученость и нравственность, а отчасти раздражается тем, что она «много о себе возомнила», и винит во всех бедах. Как евреев). И, если почитать книги Пророков, их речи часто напоминает по духу высказывания представителей современной леволиберальной интеллигенции: обличение власти в грехах, особенно в коррупции и притеснении «маленьких людей», обличение богатых в том, что не заботятся о бедных. И бывало, что пророкам доставалось от властей, которых они «доставали» своей критикой.

Таким образом, даже те современные люди, которые оставили религию с ее «иудео-христианскими» ценностями, на деле продолжают жить «иудео-либеральными» ценностями. Как метко выразился один современный журналист, господствующая сегодня среди элиты либеральная идеология является, по сути, «христианством без Христа». А христианство мы уже упомянули, откуда вышло.

И не только либерализм, но и практически все современные «-измы», от левого коммунизма до правого национализма, так или иначе, являются отклонениями от изначального иудаизма (и придуманы в большинстве случаев евреями). Если хотите, можете почитать книгу Юрия Слезкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире», где автор, среди прочего, эффектно это демонстрирует.

Вот такое наследие оставили миру древние евреи, казалось бы, маленький народ, едва заметный на фоне «великих древних» — египтян, греков или римлян.

Причем, не просто оставили наследие, сами уйдя в историю, как те же древние египтяне и римляне, а сохранились вместе со своей Идеей и со своей Книгой, продолжающими их питать. И так дожили до сего дня, и продолжают существовать как современные евреи, и нести свою Идею дальше.

Скорее всего, всю эту информацию Вам включать в свою работу нет смысла, но отсюда можно что-то взять, а знать все это в любом случае не помешает.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.