Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Является ли Николай II помазанником с точки зрения иудаизма?

Темы: Священник, Машиах, Неевреи, Царь, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Я живу в России, и у нас тут вовсю кипят страсти вокруг фильма «Матильда», который, с одной стороны, оскорбляет чувства некоторых верующих, а, с другой, рождает ряд интересных вопросов, один из который я в меру своей глупости осмелюсь Вам задать. Мне интересно, какое отношение помазание Иудейских Царей имеет к помазанию Царей Христианских? И, если я не ошибаюсь, во времена второго Храма и после вообще никого не помазывали? Мой вопрос — является ли Николай II на Ваш взгляд помазанником? (Надеюсь, что мой вопрос и Ваш ответ не оскорбит ничьих чувств )). Сергей

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Сергей!

Прежде всего, никого Вы своими вопросами не оскорбляете, спрашивайте что угодно и когда угодно, без всякого ощущения стеснения или, не дай Б-г, «глупости».

Теперь к делу: Является ли Николай II с точки зрения иудаизма помазанником?

О помазании царей вообще Вы правильно замечаете, что источник понятия следует искать в Торе: помазывали не только иудейских царей, вступающих на престол, но и коэнов (первосвященников), вступающих в должность, а также и священную утварь Мишкана (Скинии). И тот царь, чьего прихода мы ждем в конечном итоге, тоже будет «помазанным» — именно таково значение слова, которым мы его называем: Машиах («Мессия»).

Смысл помазания во всех этих случаях — выделение человека для особой, возвышенной роли, посвящение Б-гу. Обычный человек становился царем, представителем власти Б-га на земле, на него возлагается обязанность вести народ по праведному пути и управлять им справедливо. Обычный коэн становился коэн гадоль (первосвященником), наделенным особой ролью в служении Б-гу, представителем всего народа перед Ним. А обычная утварь становилась священной утварью Мишкана, которую, опять же, использовали для служения Б-гу.

Человеку, помазанному на царство, Б-г дает особый дух и способность к правлению, как сказано о царе Шауле: после помазания «дал ему Б-г иное сердце… и снизошел на него дух Б-га» (Шмуэль I 10:9-10). А после того, как был помазан Давид, этот дух снизошел уже на него (там же 16:14).

Разумеется, главное изменение и освящение при этом происходило внутри самого человека. Но человек создан так, что на его внутреннее состояние оказывает влияние внешний символический акт. Поэтому помазание маслом дает человеку чувство новой, особой миссии и ответственности, а другим людям дает чувство, что человек этим наделен и к нему надо относиться соответствующим образом. И к священной утвари — тоже (см. «Морэ Нэвухим» 3:45).

Поэтому для помазания используется оливковое масло (с добавлением некоторых ингредиентов)? Это тоже важная символика. Как следует из Книги Шофтим (9:8-13, см. комментарий Мальбима там), олива — главный претендент на звание «царя растений», воплощение растительной силы и всех ее аспектов, максимальная ее реализация. (Как лев — «царь зверей», в котором максимально проявляется и реализуется звериная сила, объединение всех ее элементов, проявляющихся в других животных.) В свою очередь, истинный царь тоже не просто властвует, а объединяет силы подданных и дает им направление, воплощает народ в себе. Поэтому понятно, что его помазывают маслом оливы, «царя растений», ее основным продуктом.

Кроме того, оливковое масло не смешивается с другими жидкостями, а всплывает на их поверхности. Так и помазанный этим маслом человек или сосуд выделяется и возвышается над остальными (рав Шимшон-Рефаэль Гирш, Берешит 28:18).

В то же время Вы правильно заметили, что на практике помазывали не всех царей. Так, не нуждался в помазании царь, вступавший на престол, наследуя отцу, помазывали только царя, который начинал новую династию, как было с Шаулем и Давидом. Сын Давида, Шломо, был одним из исключений: хотя он наследовал отцу, другие сыновья Давида тоже претендовали на трон, поэтому Шломо помазали — ради утверждения его царства. В остальных же случаях все цари дома Давида и без нового ритуала считались «помазанными» — в силу происхождения от помазанника: эта миссия уже была у них «в крови» и в душе и не нуждалась в дополнительном подтверждении. (Но первосвященников помазывали всегда, так как, хотя у сына первосвященника было преимущественное право наследовать должность, он должен был обладать соответствующим духовным уровнем, а это нуждалось в подтверждении).

Впрочем, слова Торы (Шмот 29:29), что особые облачения коаним (священников) будут служить «для помазания» (ле-машха), Рамбан поясняет так: в подобных случаях это слово не обязательно означает буквальное помазание маслом, а вступление в должность, обретение важной роли. Так, после того, как масло для помазания было спрятано царем Йошияу, им уже действительно никого не помазывали, и первосвященники вступали в должность, облачившись в первый раз в свои одежды. Т. к. само это облачение тоже оказывает соответствующее психологическое воздействие на человека и его окружение.

Раши (там же) и вовсе трактует то слово ле-машха — «для помазания» — как «для величия»: оно может в целом обозначать величие должности, на которую таким образом вступали люди.

Отсюда плавно переходим к нееврейским царям. В самом Танахе упоминаются случаи, когда и их помазывали. Так, Рамбан (там же) приводит пример из книги Мелахим I (19:15): Б-г велит пророку Элияу помазать Хазаэля на царствование над Арамом. Причем, его роль в истории народа Израиля будет не из лучших: он послужит инструментом наказания Б-га и перебьет многих из тех, кто того заслуживает. Рамбан рассматривает это «помазание» и допускает возможность, что оно было совершено в буквальном смысле, маслом.

Или другой пример, из книги пророка Йешаяу (45:1): «Так сказал Г-сподь помазаннику Своему, Корешу», то есть персидскому царю Киру. Рамбан допускает возможность, что и его помазали в буквальном смысле, хотя цитирует также мудрецов Талмуда (Мегила 12а), которые трактуют иначе. В любом случае подразумевается, что Б-г дал Киру определенную роль, на этот раз более приятную — помочь евреям отстроить Храм.

Таким образом, маслом или нет, но любой царь может быть «помазан» в том смысле, что Б-г даст ему роль, даже если это тяжелая роль в еврейской истории и вряд ли сделает исполнителя святым. Это может оказаться и «грязной работой».

Наконец, христианство, как и другие религии и идеологии, ответвившиеся от иудаизма, переняло многие его принципы и понятия, пусть часто и в искаженном виде. Усвоена была и традиция, существовавшая во всех европейских монархиях: при коронации «помазывать» царей/королей на царство. Конкретные объяснения отличаются в разных странах, и ветви христианства разные, но понятно, что первоначальная идея у всех примерно одинаковая, и психологический эффект тоже. (Отсюда и современное принятие присяги при вступлении в должность во всех странах: та же идея и тот же эффект).

Таким образом, каждый царь может называться «помазанным», но при этом вовсе не гарантируется, что он будет мудрым, святым и непогрешимым во всех своих действиях. В конце концов, каждый царь — продукт и олицетворение своего народа и своего времени, а времена и нравы, как известно из истории, бывают всякие. Да и политикой в том мире всегда правят законы Макиавелли, так что совершенно святым никакой правитель быть не может. «Помазанными» были все русские цари, но был среди них и Иван Грозный, и другие, каждый со своими «прелестями», кто похуже, кто получше, но непорочным ангелом ни один из них не был.

Все это справедливо и в отношении Николая II. Его можно назвать «помазанным» в том смысле, что он явно был назначен Б-гом на эту роль и прошел принятый при коронации обряд, который мог вызвать упомянутый психологический эффект «помазания». Но святым он явно не был, а насколько он в целом справился со своими обязанностями, достаточно красноречиво свидетельствует то, чем все кончилось — и для него, и для всей страны. Возглавляемое им государство представляло собой типичную империю в упадке, прогнившую и катящуюся к своему краху, и он был частью проблемы. И к моменту гибели он точно «помазанным» не был, ибо с престола был уже смещен и былую роль Б-г явно у него отнял. Даже воистину праведный еврейский царь Шауль после того, как Б-г отверг его и велел пророку Шмуэлю помазать Давида, утратил тот особый Б-жественный дух (Шмуэль I 16:14), и с тех пор все у него пошло не так; хотя формально он оставался царем, его царство было обречено. Царство Николая II впало в подобное состояние еще до его отречения, ну а после отречения от царства вообще ничего не осталось.

И он был причислен к лику святых не как «помазанник», а как «страстотерпец», т. е. просто потому, что он с семьей был зверски убит. Хотя даже в тех кругах вопрос был спорным: в тогдашнем терроре и в Гражданской войне в целом безвинно погибли миллионы, а не только он, да и погиб он не как христианин, а как бывший царь. И если объявлять святым каждого убитого царя, почему не Павла I или жертв других заговоров?

Истинный ответ на все эти вопросы очевиден: те, кто настаивает на святости Николая II, делают это просто в знак неприятия того, что сделали большевики не только и не столько с ним, сколько со всей страной, которую он, как бывший царь, олицетворял. Большевики, убившие его, были нечестивыми, значит, их жертвы — святыми! И вообще вся та старая, потерянная Россия, была святой! Естественная склонность идеализировать безвозвратно ушедшее прошлое (в данном случае это особенно легко в свете того, что пришло ему на смену), а также идеализировать жертву насилия — и человека, и целую страну. Та Россия, которую так жестоко уничтожили, была «потерянным раем», а значит, царь ее — «ангелом». Убийство Павла не вылилось в обрушение всей монархии и всего того мира, наоборот, его заменил более адекватный царь, но свержение и убийство Николая ознаменовали гибель того мира.

Известно также, что, помимо прочего, Николай не справился с управлением страной в силу своего характера: он не обладал достаточной твердостью и силой, которая требовалась от царя, особенно на таком этапе. Но этот недостаток поклонники нашли способ превратить в достоинство: мол, Николай не проявил твердость в силу своей кротости, он был святым и покорно принимал волю Б-га! Так они приписывают Николаю тот тип «кротости» и «святости», который видят в образе основателя своей религии, для них — «непорочного» и «помазанного» уже на совсем ином уровне. Некоторые даже называют Николая «искупителем». Чем вызывают уже неприятие у большинства христиан: получается, что Николай — и только он — второй «помазанный» человеко-бог, а ведь даже они верят только в одного такого.

Ну а нам, евреям, Б-г запрещает верить в любых человеко-богов и лжемессий, и понятия святости у нас тоже несколько другие. Кого и почему объявляет святым церковь — ее дело, мы с ней размежевались давным-давно по более фундаментальным причинам. Как сказано, «помазанным» Николая можно считать только в том смысле, что царем он стал по воле Б-га и прошел обряд, который мог возыметь подобный психологический эффект. Но святым это его не сделало: и правление его идеальным и праведным никак не назовешь, и нравы тогдашнего петербургского высшего света известны (и его антисемитизм тоже). Да и события, показанные в вызвавшем нынешний спор фильме, в любом случае, если и произошли, то еще до коронации Николая. Так что их исключать можно лишь на основе предположения, что Николай был «святым» и «непорочным» уже с рождения — а это, как сказано, и для большинства христиан чересчур.

Другое дело, что, показывая события жизни Николая, фильм, возможно, зашел дальше того, что подтверждено документально. Здесь, по идее, мог встать бы вопрос о клевете, вне зависимости от «святости» и «помазанности» персонажа. Однако в мире искусства это, похоже, нормальная практика и ни у кого возмущения не вызывает. Это называется «творчески развили». Что ж, оставим это «творчество» на совести деятелей искусства.

А сами будем стремиться к реальной святости и ждать истинного «Помазанного», да придет он в скором времени!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.