Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Б-г создал человека сразу с совестью?

Темы: Мировоззрение, Совесть, Добро и Зло, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Скажите, Бог создал человека сразу с совестью, с врождённым чувством правильного и неправильного? Игорь

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Игорь!

Вы задаете интересный вопрос. Попробуем разобраться.

Итак, что такое совесть? Чувство противоречия между тем, как я хочу поступить (или уже поступил), и тем, как надо. Хочу — как приятнее, выгоднее, легче. А совесть внутри не дает покоя: так нельзя, надо (было) иначе!

Почему в глубине души человек чувствует, что надо иначе?

Часто потому, что так ему внушило общество, в котором он воспитан. Так сказал отец, наставник, автор учебника, авторитетный писатель или журналист. Это «известно всем».

И иногда может оказаться, что в результате подобного внушения ребенка будет мучить совесть, что не заложил отца-кулака, как Павлик Морозов. А его немецкого современника — что помог еврею, а не убил его. Потому что обоим внушила родная партия, что так надо.

Но даже в подобных случаях внушение срабатывает только потому, что все-таки ложится на уже существующую в душе каждого нормального человека схему: есть на свете добро, а есть зло. Надо делать хорошо, и не надо плохо. Вопрос только в том, что такое хорошо, а что такое плохо. И в большинстве случаев общество дает правильный ответ: хорошо быть добрым, помогать людям и приносить им пользу, работать, учиться. А плохо быть злым, убивать, воровать, причинять людям боль и ущерб, бездельничать. Даже Маяковский, живя тогда и там, где жил, отвечая на этот вопрос, в целом не ошибся.

И ложные идеологии лишь злоупотребляют этой схемой, вставляя в формулу неверные данные: кулаки, буржуи, евреи, израильтяне — это враги, зло. А каждый хороший человек уже знает: зло надо искоренить, чтобы спасти людей.

Потому что на самом деле эта схема действительно естественна для человеческого разума. Мудрецы делят заповеди Торы на два типа: хуким и мишпатим. И последние, в основном касающиеся отношений между людьми, даже если бы не были даны Торой, диктовались бы человеческим разумом: не убей, не укради, почитай родителей и т. д. Заповеди хуким, в основном касающиеся отношений человека с Б-гом, — предписания исполнять различные ритуалы, запрет есть мясо некашерных животных и т. п., человеческий разум может не понимать. Но и их соблюдение основано на том, что надо выполнять указ Царя, а также — испытывать благодарность Б-гу за то, что вывел нас из Египта. А эти соображения — уважение к старшему, авторитету, благодарность к тому, кто сделал нам добро, — тоже диктуются человеческим разумом.

Но иногда человеку бывает трудно или неприятно следовать этим принципам на практике. Тогда соблазн часто «подкупает» его разум, чтобы тот выбрал более приятный путь, и человек пытается убедить себя в том, что на самом деле так можно или даже нужно. А совесть напоминает: нет, все-таки надо иначе!

Но остается вопрос: это чувство действительно врожденное или все-таки внушено обществом, в котором по плану Б-га должен быть воспитан каждый человек? И Он его создал только предрасположенным к восприятию этих принципов?

Ответ, возможно, содержится в комментарии рава Шимшона-Рефаэля Гирша к Берешит 1, 26: Б-г создал человека «по образу и подобию Своему». В каком смысле может человек быть подобным Б-гу, Который нематериален? В духовном. Б-г — само добро, истина и справедливость, любовь и милосердие. И Он создал человека подобным Себе, чтобы был Его представителем на этой земле. Поэтому в человеке заложено естественное чувство истины и справедливости, добра и милосердия, неприятие зла и лжи. Чтобы, руководствуясь этими чувствами, человек совершенствовал мир: любил людей и помогал им, делал добро и искоренял зло. Поэтому, когда человек видит зло и несправедливость, у него естественным образом закипает кровь и появляется жгучее желание изменить ситуацию. А также — и прежде всего — человеку дана миссия совершенствовать самого себя. Поэтому, если в нем самом тоже что-либо противоречит принципам добра и справедливости, то совесть начинает его мучать и требовать изменить положение дел. Именно так комментирует рав Гирш «уподобление» человека Б-гу: «Ничто в человеке не должно противоречить Б-жественным атрибутам: истине и любви, справедливости и святости. Человек не может быть равным Б-гу, но может быть “подобным”».

Но можно спросить: зачем тогда была дана Тора, если человек и сам естественным образом знает, что такое хорошо и что такое плохо, и что ему надо делать?

Ответ таков: без Торы этим чувством добра и зла можно злоупотребить упомянутым способом, подставив в формулу ложные данные. Сам по себе человек может додуматься до того, что зло — это, например, евреи. Или любой человек, который со мной не согласен: я же хочу как лучше, а он мешает, значит, он злодей, надо его убрать! Или что добро — это любое наслаждение, получая которое я никак не ущемляю других, даже если оно вредно по другим причинам. Или человек может ощутить себя сверх меры «подобным Б-гу» и возомнить, что волен сам решать, что такое хорошо и что такое плохо, и по собственному разумению или прихоти вершить судьбы людей. Или просто не подчиниться голосу совести потому, что окажется слишком велик соблазн выбрать более легкий и приятный путь.

Поэтому нужна Тора, чтобы напомнить человеку, Кто здесь все-таки Хозяин, и задать определение добра и зла Свыше. И так направить уже заложенное в человека чувство добра и справедливости в правильное русло. И даже другие народы, которые вроде бы живут не по Торе, на самом деле в большей или меньшей степени живут по законам потомков Ноаха, которые им известны как «общечеловеческие ценности»: нельзя воровать и убивать, надо создать систему правосудия и т. д. А некоторые и более конкретно — по «иудео-христианским» ценностям. (Или «иудео-мусульманским», просто такие, в силу известных обстоятельств нашего этапа истории, не склонны это признавать.) И даже люди, которые в наше время отвергли религию, в большинстве случаев последовали вместо нее какой-то идеологии, к которой относятся с таким же пиететом и установки которой считают святыми: коммунизм, либерализм и т. д. Как и ведущие мировые религии, эти идеологии в большинстве случаев являются отклонениями от Торы и, пусть с искажениями, передают ее основные принципы.

Ну, а сами евреи также должны служить Б-гу, исполняя «ритуалы», которые Он по Своим причинам посчитал красивыми и полезными, и воздерживаясь от действий, которые Он посчитал вредными, даже если нам не совсем понятно, почему. Эти предписания и запреты мы не могли бы установить, опираясь на собственный разум, и поэтому Б-г дал нам Тору, в которой четко разъяснил, что для еврея хорошо, а что плохо.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.