Темы: Мясное и молочное, Кашрут, Ки тиса, Заповеди, Рав Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Уважаемый раввин, в главе Ки тиса, когда Моше поднимается на гору Синай после греха золотого тельца, Всевышний дает ему заповеди о праздниках и следом — закон «Не вари козленка в молоке матери его». Если это диетарный закон, то почему он не дается вместе с законами о кашерной пище, а приводится после заповеди о праздниках? И почему именно козленка, и почему в молоке его матери, как будто в молоке не его матери варить можно? Может, здесь какой-то глубокий смысл? Очень непонятный закон. Если можно, разъясните поподробнее. Заранее благодарю, С.
Здравствуйте, С.,
Прошу прощения, что задержался с ответом, подготовка к Песаху заняла всё свободное время.
Как Вы совершенно верно заметили, этот закон отличается от всех остальных законов о кошерной пище тем, что приводится отдельно, а также своим «частным» характером: запрещено только это действие — варить козлёнка в молоке его матери.
Рамбан объясняет: мясо некоторых животных запрещено нам в пищу из-за определенных свойств этих животных. Человек материален, его тело составляют руки, ноги, кишечник, сердце и т.д., то есть органы, которые подлежат медицинскому обследованию. Но Каббала учит, что каждому «материальному» органу соответствует «духовный» орган, который управляет телесным и дает ему возможность функционировать. То, что мы называем «душой», и есть то, что приводит наше тело в действие и определяет функционирование каждого органа. Когда человек ест, его тело усваивает пищу, разделяет на полезные элементы, которые питают его и дают ему возможность расти и восстанавливаться. Так и «духовная пища» распределяется между духовными органами, поддерживает их и дает им расти. Поэтому, объясняет Рамбан, нам нельзя есть мясо некошерных животных: их духовные органы несовместимы с духовными органами человека. Употребление их мяса в пищу может привести человека к духовному падению.
А варить козленка в молоке матери его запрещено по другой причине. Раби Авраам Ибн-Эзра полагает, что дело здесь — в жестокости самого поступка. Само это действие, варка козленка в молоке матери, может сделать человека бесчувственным к страданию живых существ. С этим согласен и Рамбан. Рамбам и Дон Ицхак Абарбанель утверждают, что варка козлёнка в молоке его матери была неотъемлемой частью языческих ритуалов, и Тора, которая строжайше запрещает идолопоклонство, запретила и эту «практику».
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Кашрут. Введение. Материалы к видеурокам по кашруту
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ки тиса
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смешение мясного и молочного
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.