Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сара, предложив Аврааму Агарь, сильно осложнила судьбу еврейского народа, да и мира в целом...

Темы: Нимрод, Гордость, Рахель, Лея, Ишмаэль, Раб, Фараон, Авраам, Сара, Праматери, Праотцы, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте. Прошу Вас помочь осмыслить и понять (через призму женского и «политического» современного светского взгляда) действия, совершенные Сарой по отношению к Агарь. Агарь — египтянка и рабыня, т.е. ожидать какой-то духовности и достойного продолжения рода от нее неразумно. Язычница, привыкшая к труду и покорности, покинувшая свой народ. Зная об этом, Сара, в принципе, осознанно предложила свою служанку Аврааму. Т.е. предположить, что Агарь возгордится, это логично. И даже объяснимо т.к.: 1. ограниченна и простовата; 2. посвятила свою жизнь семье не из своего рода; 3. 9 месяцев вынашивала ребенка; 4. реализовала желание Сары. Любая женщина (Сара в том числе) в такой ситуации не застрахована от йецер а-ра (дурного побуждения), тем более, Агарь (недуховное «существо» следует своим инстинктам как маленький ребенок или слепой котенок, у которого нет свободы выбора, соответственно, и потомство такое же). По-человечески очень жаль девушку. Молодая женщина, у которой, несмотря на уход из Египта (от своего народа), была перспектива создать собственную семью даже в чужом для нее племени. Но своё пребывание в чужом племени она посвятила реализации желания Сары и Авраама. Как можно оправдывать Сару в этом, утверждать, что она поступила правильно, выгнав ее с ребенком в пустыню? Зародыш проблемы — в слабой вере и отсутствие упования Сары, а не в амбициях служанки. Высокомерие, возникшее у служанки, — это результат неграмотного деяния ее госпожи. Тем более, у Сары был дар пророчества. Если Сара не ошиблась и это план Творца, тогда последствия этой истории, которые очень осложнили судьбу еврейского народа, да и мира в целом, необходимы для меры управления Единства? А.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, А.!

Вы задаете интересный вопрос.

Попробуем глубже понять Агарь, ее характер, возможности и обстоятельства.

Прежде всего, она вовсе не была ограниченной и простоватой служанкой, привыкшей к труду и покорности. Она была дочерью фараона (Раши, Берешит 16:1). Увидев чудеса, которые Б-г послал Саре, фараон сказал дочери: лучше быть тебе служанкой в доме Авраама, чем госпожой в любом другом месте.

Но это, вроде бы, только усиливает Ваш вопрос: разве трудно было предугадать, что она возгордится? Да и как вообще могла гордая принцесса согласиться быть чьей-то служанкой? О чем думал фараон, отдавая ее в служанки, а Авраам и Сара — принимая?

Чтобы понять это, попробуем сравнить Агарь с другими служанками праматерей. Ведь Агарь в этом отношении была не уникальна. У обеих жен Яакова, Рахели и Леи, тоже были служанки, соответственно Била и Зильпа. И каждую из них ее госпожа тоже дала своему мужу, Яакову, надеясь, что в награду за такую самоотверженность и она удостоится родить мужу сыновей.

Они не боялись, что с Билой и Зильпой произойдет то же, что произошло с Агарью: что они, забеременев, возгордятся и родят таких же проблемных сыновей, как Ишмаэль, которых потом придется изгонять, со всеми вытекающими? Они ведь сознательно следовали примеру Сары (Раши, Берешит 30:3). И при этом не было очевидно, что наступают на те же грабли?

Похоже, что не было. И действительно, с Билой и Зильпой ничего подобного не произошло. Благополучно родили сыновей (каждая по два), которые — стали полноценными членами еврейской семьи, основателями колен наряду с сыновьями самих Рахели и Леи. Что, вообще-то, само по себе удивительно и вызывает вопрос: ведь только Рахель и Лея считаются праматерями, а не их служанки. Как же могли потомки служанок, а не самих праматерей, быть полноценными евреями, членами семьи? Ведь Рахель и Лея — не их праматери!

Особенно любопытно то, что было с Билой, служанкой Рахели. Как известно, Яаков любил Рахель больше Леи, в большей степени жил с ней «душа в душу». И после смерти Рахели он, погоревав, перенес свою постель в шатер — Билы. Старший сын Леи, Реувен, возмутился: еще можно понять, что Рахель мила Яакову больше Леи, но ее служанка?! Однако из Торы ясно, что именно Реувен тут погорячился, а Яаков поступил вполне адекватно. Более того, поскольку Йосеф, сын Яакова от Рахели, остался без матери, его воспитала Била, «как мать» (Раши Берешит 37:10). Разумеется, с ведома Яакова. А ведь Йосеф был любимым сыном Яакова и, как казалось тогда, его главным наследником, самым обещающим и перспективным потомком. Его воспитание Яаков доверил служанке — и Йосеф действительно вырос в великого праведника (Йосэф а-Цадик).

В чем же секрет этих служанок?

Вернемся к семье Авраама: у него тоже был слуга — Элиэзер. Если проблемность Агари можно связать с тем, что она дочь не самого праведного в мире фараона, то полюбуйтесь на Элиэзера — по словам мудрецов, он был сыном деспотичного вавилонского царя Нимрода. Фараон, по крайней мере, забросал Авраама подарками, а Нимрод бросил его в огонь! И Элиэзера откровенно приставил к Аврааму в качестве шпиона, чтобы доносил о деятельности «человека, подрывающего устои».

И, тем не менее, в последующих главах видим, что Элиэзер пользуется полным доверием Авраама. Тот доверяет ему важнейшую миссию — найти и привезти невесту для Ицхака, т. е. обеспечить будущее еврейского народа. И Элиэзер блестяще справляется с миссией, проявляя глубокую веру в Б-га, удостаиваясь Его чудесной помощи — и демонстрируя тотальную преданность Аврааму. Мудрецы говорят, что у Элиэзера самого была дочь и он был не прочь выдать ее за Ицхака. Но, получив отказ, Элиэзер, тем не менее, преданно пошел искать ту, кого Б-г на самом деле предназначил сыну Авраама.

В чем секрет всех этих слуг?

Возможно, ключ к разгадке — толкование прозвища, которое Авраам дал Элиэзеру: «Дамесек» (Берешит 15:2). Простой смысл — «Дамаск», т.е. город, из которого тот был родом. Но мудрецы толкуют: доле у-машкэ ми-торато шель рабо — он «черпал и разливал [другим] из [колодца] Торы своего господина». То есть он перенимал Тору у Авраама и разъяснял ее другим. Элиэзеру можно было доверить не только выполнение некоторых задач в «светской» жизни, но и преподавание Торы Авраама. Но — только «Торы господина». «Своей Торы» Элиэзер произвести не мог. Он был не в состоянии сам ее изучать, пролагать свой путь. Он мог лишь учиться у Авраама, перенимать его мудрость.

Т.к. в этом суть слуги: он несамостоятелен и физически, и духовно, у него нет своего пути. Но он может весьма преуспеть, сопровождая господина в его пути. Стать его «правой рукой» во всех отношениях. Отказавшись от своего «я», не только покориться господину физически, отдать в его распоряжение свое тело, но и отдать ему на воспитание свою душу, стать его «продолжением». (Есть в святом языке хорошее слово битуль.) И так перенять все достоинства господина: его мудрость, его веру, его характер, в целом.

В этом был секрет Билы и Зильпы. Будучи служанками Рахели и Леи, они отказались от своего «я» и превратили себя в «продолжение» праматерей. Полностью переняли их характер, со всеми достоинствами. Поэтому и сыновья, которых они родили, стали полноценными евреями: биологически Рахель и Лея не были их праматерями, но в духовном плане — были! Ибо их родили и воспитали служанки праматерей, их духовное «продолжение». Поэтому и Яаков после смерти Рахели переселился в шатер Билы: в отсутствии «оригинала» он мог утешиться хотя бы «копией», смягчить утрату. Била во всем напоминала ему саму Рахель, и это было лучше, чем ничего — или чем Лея, пусть великая праведница, но с совершенно другим характером, наоборот, резко контрастирующим с характером Рахели, что Яакову никогда особенно не нравилось, а теперь тем более заставляло еще сильнее ощущать утрату. И Йосефа Била могла воспитать — как «продолжение» Рахели.

И даже человек, происходящий из гордой царской семьи, такой, как Элиэзер, мог отказаться от своего изначального «я» и превратить себя в «продолжение» господина. Разумеется, это не так просто. Но, судя по всему, Авраам обладал такой «харизмой» и настолько было очевидно, что ему помогает Сам Б-г, открытыми чудесами, что это производило глубочайшее впечатление на всех, кому доводилось с ним встретиться. Да, Нимрод бросил его в огонь — но Б-г чудеснейшим образом его спас! Какой потрясающий человек! Даже на Нимрода он произвел впечатление. А его сыну Элиэзеру, который оказался в доме Авраама и покинул дом Нимрода, тем более было не трудно полностью подпасть под влияние Авраама и покориться ему. Не как забитому слуге, а как искреннему служителю и последователю, готовому пройти ради того, во что верит, через огонь и воду.

Так же были впечатлены и подпали под обаяние Авраама и Сары фараон и его дочь Агарь. Быть служительницей пророка Б-га, для которого Он творит чудеса и в доме которого постоянно видишь ангелов (Раши, Берешит 16:13), — это свято, это круто! И перед женой Авраама, праведной и красивой Сарой, Агарь благоговела. И, действительно, во многом переняла ее характер. Тора сообщает, что после смерти Сары Авраам взял в жены Кетуру (Берешит 25:1). По словам мудрецов (Раши, там же), это Агарь, Авраам снова на ней женился. А именем Кетура она названа потому, что «приятны ее деяния, как благовоние Кторет». Все это время, несмотря ни на что, Агарь хранила верность Аврааму и не выходила ни за кого другого. Так что Агарь была праведницей, которая искренне любила Авраама и была ему предана. Где она переняла ценные человеческие качества, верность? Надо полагать, не у фараона, а у Авраама и Сары. Как и все слуги и служанки в том доме.

Поэтому, отдавая ее Аврааму, Сара вполне могла рассчитывать, что все сложится так же хорошо, как сложилось потом с Билой и Зильпой. Ведь даже Элиэзер, сын Нимрода, бросившего Авраама в огонь, стал абсолютно преданным слугой. Тем более, Агарь, дочь фараона, изначально менее враждебно настроенного, по логике должна была стать такой — и, вроде бы, становилась. Поэтому Рахель и Лея не побоялись пойти потом тем же путем: по логике и согласно опыту (с Элиэзером) должно было сработать — и действительно сработало. Но Агарь все-таки в чем-то не дотянула до уровня других служанок, не полностью отказалась от своего «я», от былой гордыни и амбициозности египетской принцессы, отчего и возникли проблемы и с ней, и с ее сыном Ишмаэлем.

Быть может, изначально она увлеклась идеей служения Аврааму и Его Б-гу не столько потому, что свято, сколько потому, что круто? То есть здесь была также опасность служить не искренне, ради самой святой цели (ли-шма), забывая о своем «я», а, наоборот, ради престижа (ше-ло ли-шма). Я, Агарь — Служительница! Сара — объект восхищения, ей следует подражать — а, может быть, даже догнать и перегнать? Я забеременела от Авраама быстрее, чем Сара, — вот оно! Может быть, я теперь даже праведнее самой Сары? И больше подхожу для великой роли партнера Авраама в его священном служении? Так что соблазн тут действительно был. Но такой соблазн есть у каждого праведника и служителя, и действительно великим праведникам удается его побороть. Самим Аврааму и Саре удавалось, и их слугам тоже обычно удавалось, такой в доме был всеобщий настрой — искреннего, бескорыстного служения Б-гу. Поэтому и от Агари иного не ждали. Да и в ней, по всей видимости, это несовершенство было минимальным, изначально она неплохо вписалась, так, что даже Сара не смогла предвидеть.

Как Ицхак не смог изначально предвидеть масштаб проблем с Эйсавом и искренне считал, что тот может стать полноценным евреем, поскольку растет в той же семье, что и его праведный брат-близнец Яаков. Ицхак знал характер Эйсава и представлял, какие проблемы могут возникнуть, но полагал, что Эйсав их преодолеет и направит свою хитрость и способности к охоте и добыче пропитания в благое русло.

Но как только стало очевидно, что проблемы непреодолимы, и Сара, и Ицхак приняли решительные меры, чтобы Ишмаэль и Эйсав не стали частью еврейской линии. Меры болезненные, но на том этапе уже необходимые. Ицхак, поняв, что Волей Б-га благословение заслужил и получил Яаков, однозначно ответил Эйсаву: извини, но для тебя такого же уже не осталось. А Сара настояла, чтобы Авраам изгнал Ишмаэля вместе с матерью.

Да, в конечном счете, с Ишмаэлем возникли проблемы, которые продолжаются и по сей день. Но, по крайней мере, изгнание тут не причина, а следствие. По словам Торы, Сара потребовала изгнать Ишмаэля, увидев, что он «забавляется». Мудрецы (см. Раши, Берешит 21:10) объясняют: Ишмаэль претендовал на долю Ицхака в наследстве и пускал в него стрелы. Предок арабов в предка евреев. Уже тогда! Еврейка Сара ранее изъявила готовность делить дом и даже мужа с предками арабов, но сами предки арабов не очень хотели делиться, предпочитая вести переговоры стрелами и ракетами (хотя нет, тогда еще не ракетами). И что делать евреям? Помучавшись, решили, что делать нечего, придется принимать достаточно крутые меры… Аврааму очень не понравилась идея — он был «голубь», олицетворение милосердия, он всех любил. А тут поступать жестоко, как «ястреб»?! Это же не по-еврейски! Но Б-г ему сказал: послушайся Сары, ей тут виднее, ничего не поделаешь. А об Ишмаэле не волнуйся, Я сделаю его великим народом, позабочусь о нем. Даже когда Аврааму и его потомкам приходится принимать крутые меры против Ишмаэля, всегда найдутся те, кто ему посочувствует и поможет, всем миром. Не волнуйтесь слишком о нем, он не пропадет.

Так что да, праотцы не всегда могли все полностью предвидеть — в конце концов, они люди, а не боги. Но правда в том, что тут действительно был план Б-га. От еврейского народа должны были отойти две ветви, сходные с ним во многом, но, в то же время отличные от него — и часто враждебные ему, претендующие на его статус. Чувствующие, что и сами к этому близки, но, все же, не там. Западная и Восточная цивилизации, каждая по-своему великая, с отчасти еврейскими корнями и идеями, но, все же, не еврейская, с проблемами и крайностями, от которых не может отделаться. Такие тоже нужны. Ибо только еврейский народ способен на полноценное служение Б-гу, выполнение всех многочисленных заповедей Торы. Другие народы на это неспособны, но они способны принять и распространить два основных «ответвления» от еврейской религии, христианство и ислам, которые менее требовательны, но передают основные идеи о Б-ге, пусть и не полностью, и со своими искажениями и крайностями. Для евреев они поэтому неприемлемы, но для неевреев — единственный возможный путь распространения этих идей о Б-ге по всему миру, только так они пока что могут быть восприняты. А враждебность к евреям — это напоминание: несмотря на потенциальную привлекательность этих ветвей, сами евреи должны оставаться собой и выполнять свою миссию, а не ассимилироваться — это не выйдет, их не примут.

Такие «ответвления» могли создать только потомки еврейских праотцев, перенявшие качества праотцев отчасти, не полностью, и отклонившиеся поэтому от чисто еврейского пути. Такими и были Эйсав и Ишмаэль. Намеренно воспитать таких потомков праотцы бы не могли. Но так вышло по Воле Б-га: праотцы действовали, как знали и могли, а Б-г повернул все таким путем, какой был нужен.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.