Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели я никогда не смогу измениться?

Темы: Испытание, Тшува, Элуль, Рав Яков Шуб, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Вот снова пришел Элуль, для меня это самое грустное время. Вот уже несколько лет я пытаюсь перебороть себя в некоторых вещах, которые мешают мне по жизни. Каждый Элуль перед Рош а-Шана я даю себе слово, что исправлюсь и больше не буду взрываться по каждому поводу и кричать на жену и детей, буду больше времени уделять изучению Торы, на работе буду более приветливым и внимательным к подчиненным и много других подобных вещей. Иногда меня хватает на пару дней, но потом все снова возвращается на свои места, я уже стал отчаиваться, что никогда не смогу измениться… М.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый М.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Для начала следует отметить: то, что Вы решили написать нам, уже говорит, что Вы не отчаиваетесь, а ищите способы выйти из создавшейся ситуации.

Прежде всего, уже мудрейший из людей, царь Шломо, открыл нам секрет, что любой человек на протяжении своей жизни совершает ошибки, как сказано: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не согрешил бы» (Коэлет 7:20). Поэтому Вы не один сталкиваетесь с подобными проблемами, с ними сталкивается любой человек, который старается работать над собой.

А вот что касается отчаяния, то это, в принципе, противоречит еврейской природе. Рав Цадок а-Коэн («Диврей Софрим», гл.17) обращается к этой теме и говорит, что сама история рождения еврейского народа учит нас тому, что нельзя отчаиваться. Давайте вспомним хотя бы о рождении Ицхака. Он родился, когда его родители Авраам и Сара были в весьма преклонном возрасте и уже отчаялись, не верили, что у них когда-либо будут дети. И даже после того, как ангелы сообщили, что у них родится сын, это вызвало у них только улыбку. Далее он объясняет: неспроста Всевышний решил, что рождение Ицхака должно прийти после полного отчаяния и через открытое чудо. Это было сделано для того, чтобы научить последующие поколения: нет места отчаянию даже в самых сложных ситуациях, ведь у Всевышнего всегда есть возможность прийти на помощь.

В другом своем труде («При Цадик», на главу Ваелех) рав Цадок а-Коэн объясняет это еще глубже. Он говорит, что сама возможность духовного роста подразумевает возможность падения. Именно этим человек отличается от ангелов. Ангел — это статичное создание, которое постоянно пребывает на том уровне, который определил ему Всевышний. Человеку же дана возможность продвигаться. Об этом сказано у пророка Захарии (3:7): «Так сказал Г-сподь Ц-ваот: если путями Моими ходить будешь и если исполнять будешь службу Мою, а также судить будешь ты дом Мой, а также стеречь дворы Мои, то и Я дам тебе ходить между стоящими этими (ангелами)». Т.е. в духовном плане человек как бы находится на наклонной плоскости, где он либо поднимается вверх, либо скатывается вниз, но ни в коем случае не стоит на месте. И если у человека забрать возможность упасть, он автоматически теряет возможность подниматься. Поэтому получается, что иногда он опускается только для того, чтобы подняться выше, как сказано: «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет» (Мишлей 24:16).

А один из раввинов прошлого поколения, рав Ицхак Гутнер, в своих письмах (письмо 128) продолжает рассматривать эту тему и говорит: неверно считать, что этот стих из Мишлей восхваляет человека за то, что тот остался праведником, несмотря на то, что неоднократно падал. Скорее наоборот, то, что он упал семь раз, дало ему силу и возможность подняться духовно и стать праведником. Как говорится, лучше проиграть сражение, но выиграть войну.

Иными словами, чтобы выдержать какое-либо испытание, необходимы духовные силы, но при этом каждое испытание строит человека и делает его сильнее. Конечно же, мы каждое утро просим Всевышнего, чтобы Он не посылал нам испытаний, и самостоятельно не ищем их. Но, если уж Всевышний решил испытать нас, то это только в наших интересах, чтобы дать нам возможность вырасти духовно.

А рав Хаим Шмулевич в своих беседах («Сихот Мусар», гл 37) добавляет, что зачастую Всевышний дает человеку упасть, чтобы помочь ему увидеть свою ситуацию под новым углом, что не всегда возможно в повседневной рутине. Человеку предоставляется возможность содрогнуться, осознав, до какого состояния он дошел, чтобы, в конечном счете, это придало ему силы встрепенуться и расти дальше.

Пусть Всевышний поможет Вам выдержать эти испытания, и помните, что не последнее место в духовном росте занимает искренняя молитва от всего сердца.

Ктива ве-хатима това (да будете Вы записаны на счастливый год в Книге Жизни, и пусть запись эта будет скреплена печатью).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.