Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

А что, по Торе надо уважать не только родителей, но и старшего брата тоже?

Темы: Заповеди, Почитание родителей, Братья и сестры, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Подскажите, пожалуйста, а что — по Торе надо уважать старшего брата тоже? Михаэль

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Михаэль,

Большое спасибо, что обратились к нам. К сожалению, этот вопрос не получил широкого освещения в трудах наших мудрецов. Более того, существуют разногласия, каковы точные рамки этой заповеди, и на какие случаи она распространяется.

Поэтому, чтобы прояснить вопрос, давайте, как обычно, попробуем обратиться к Вавилонскому Талмуду и трудам наших мудрецов, которые упоминают эту заповедь.

Обязанность уважать старшего брата из Торы или это постановление мудрецов?

Обязанность уважать старшего брата упоминается в Талмуде (Ктубот 103а). Раби перед смертью заповедал своим детям тщательно выполнять заповедь почитания матери. Это вызывает недоумение, ведь уважение к матери предписано в Торе прямым текстом и не нуждается в дополнительном «укреплении» со стороны Раби. Талмуд объясняет такое завещание Раби тем, что речь шла о жене, которая не была матерью его детей, поэтому Раби посчитал необходимым напомнить детям об уважительном отношении к ней.

Но и это объяснение не является удовлетворительным, поскольку, если проанализировать стих о почитании отца и матери с помощью 13 принципов толкования Торы, мы увидим, что обязанность детей уважать жену отца, даже если она им не мать, также выводится из Торы. На иврите стих «Почитай отца твоего и мать твою» (Итро 20:12) звучит так: «Кабед эт авиха ве-эт имэха». Использование дважды дополнительного предлога «эт» пришло нас научить, что, кроме биологической матери, надо уважать и жену отца, а кроме биологического отца — и мужа матери.

В конечном итоге Талмуд находит объяснение странного повеления Раби: по Торе дети обязаны уважать жену отца, даже если она не их мать, только при жизни отца, а после его смерти — не обязаны. Именно поэтому Раби счел нужным повелеть детям уважительно относиться к его жене даже после его смерти — ведь это не является обязанностью по Торе.

Анализируя стих об уважении к отцу и матери «Кабед эт авиха вэ-эт имэха», Талмуд упоминает, что соединительный союз «вэ» указывает, что существует обязанность уважать также старшего брата.

На этом основании многие законодатели считают, что обязанность уважать старшего брата — заповедь Торы (Радбаз, Кесэф Мишнэ, Илхот Мамрим 6:15; Минхат Хинух).

Так же считает и Хафец Хаим (Введение, заповедь 10). Он пишет: тот, кто злословит о своем старшем брате, нарушает, кроме запрета злословия, и заповедь Торы уважать старшего брата.

Некоторые, однако, полагают, что заповедь уважать старшего брата все-таки не из Торы, она является постановлением мудрецов, а стих — всего лишь напоминание об этом, асмахта (Меири, Ктубот 103а).

Есть ли обязанность уважать старшего брата после смерти родителей?

Из того, что сказано в Талмуде, можно сделать вывод: упомянутое ограничение (обязанность уважать жену отца, даже если она не мать, существует только при жизни отца) действует только в этом случае. Однако в уважении к старшему брату такого ограничения не существует (Минхат Хинух). Соответственно, можно предположить, что уважать старшего брата — это отдельная заповедь, а не часть заповеди уважать родителей. Поэтому старшего брата надо уважать и после смерти родителей.

Однако Рамбан (Сефер а-Мицвот 2) считает, что заповедь об уважении к старшему брату — это часть заповеди об уважении к родителям, а не отдельная заповедь. Поэтому он считает, что нет обязанности уважать старшего брата после смерти родителей.

От ответа на этот вопрос зависит также ответ на другой вопрос: могут ли родители заранее простить неуважительное отношение к старшему брату? Если это отдельная заповедь — нет, если это часть заповеди об уважении к родителям — да.

Мы обязаны уважать только самого старшего брата или и других старших братьев тоже? Есть ли обязанность уважать старшую сестру?

Мнения галахических авторитетов по этим вопросам разделились. Швут Яаков (респонс 1:76) считает, что есть обязанность уважать только старшего брата, который является первенцем и получает бОльшую часть наследства, но нет обязанности уважать старшую сестру или других старших братьев.

В то время как Хида (см. его комментарий Биркей Йосеф) считает, что есть обязанность уважать как старшую сестру, так и других старших братьев.

В доказательство того, что обязанность уважать старшую сестру существует, можно привести мидраш (Берешит Рабба 74:4). Там сказано, что Рахель умерла раньше Леи в наказание за то, что заговорила раньше старшей сестры. Это произошло, когда они услышали о том, что Яаков хочет покинуть дом тестя и вернуться в Эрец-Исраэль, как сказано (Берешит 31:14): «И ответила Рахель и Леа, и сказали они ему: есть ли нам еще доля и наследство в доме отца нашего?»

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.