Темы: Диета, Вегетарианство, Духовность, Забота о здоровье, Еда, Рав Яков Шуб, Материальность
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав! Хотелось бы, узнать Ваше мнение по поводу праноедения. Сейчас в интернете выложены подробные инструкции, как человеку действовать, чтобы перестать есть твердую пищу, питаясь взамен солнечным светом для того, чтобы быть всегда здоровым и отлично себя чувствовать. Этот вопрос очень важен для меня, потому как я последний год питалась только овощами и фруктами, незаметно для себя, не хочется есть вообще тяжелую пищу: курицу и прочее… И думаю перестать есть вообще, т.к. чувство голода в последнее время стало ослабевать. Наедаюсь малым количеством овощей. Потом обнаружила в интернете информацию о замене пищи светом. Реально ли вообще такое? Заранее спасибо! С уважением, Ольга
Уважаемая Ольга,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем начинать воплощать в жизнь какую-либо идею, следует определить, какие цели и задачи мы преследуем. Если отказ от еды является самоцелью, то стоит хорошо взвесить, стоит ли тратить на достижение этой цели время и усилия. Поэтому давайте рассмотрим вариант, что отказ от пищи — это не самоцель, а только средство для улучшения состояния здоровья.
Освящение этого мира
Человек, выросший в западном обществе, колеблется между двумя крайностями. С одной стороны, христианская догма о том, что любое физическое удовольствие в этом мире является злом. Возьмем, к примеру, отношение Римско-католической церкви к супружеским отношениям — они рассматриваются как уступка низменным инстинктам. И поэтому люди, посвятившие себя служению, священники и монахини, должны принять обет безбрачия.
С другой стороны, светское общество, которое занимает противоположную позицию и культивирует гедонистический подход к жизни, а именно: стремиться к физическим удовольствиям без ограничений.
Иудаизм принимает средний путь: Б-г создал физический мир не для того, чтобы «совратить» нас, но и не для того, чтобы мы погрузились без остатка в море наслаждений. Еврейская духовность достигается не многолетней медитацией на вершине горы и не постами и затворничеством в монастыре. Еврейская духовность приходит через правильное использование материального мира, в результате которого человек поднимает и освящает его.
Возьмем, к примеру, субботний кидуш. В ночь на субботу мы поднимаем бокал, произносим кидуш и выпиваем вино — не для того, чтобы напиться, а для того, чтобы освятить субботний день. Духовность, с точки зрения иудаизма, можно найти во всех сферах человеческой жизни: на кухне — в еде, в офисе — в отношениях с другими людьми и даже в семье — в супружеских отношениях между мужем и женой.
Именно поэтому великий Рамбам (Маймонид) назвал ту часть своего галахического труда Йад Хазака, которая рассматривает законы о запрещенной и разрешенной пище и о запрещенных и разрешенных связях мужчины и женщины, — Кдуша (святость).
Кроме того, Талмуд говорит, что, если человек имеет возможность попробовать новые плоды и отказывается сделать это, он должен будет дать отчет за это в Будущем мире. Всевышнему не составило бы большого труда послать человеку пищу, например, в виде энергетических таблеток или дать ему необходимые минералы и витамины другим путем. Тем не менее, Он посчитал нужным сотворить фрукты, овощи и другие виды пищи, которые радуют глаз и приятны на вкус. Поэтому, отказываясь от пищи, человек не только не выражает признательность Творцу за сотворенный мир, но и лишает себя возможности работать над собой, поднимая и освящая этот мир.
Соединение души и тела
Как известно, человек представляет собой уникальное соединение физического тела, имеющего животную природу, и Б-жественной души, берущей свое начало из-под Престола Всевышнего. Рав Хаим Воложинер в своем фундаментальном труде об основах мироздания Нефеш а-Хаим раскрывает тайну: соединение между этими двумя противоположными инстанциями осуществляется чудесным образом при посредстве еды.
Иными словами, несмотря на то, что потребление пищи происходит только на физическом уровне, его цель — не просто поддерживать существование тела и снабжать его необходимыми минералами, витаминами и т.п. Потребление пищи имеет более глубокий смысл — оно осуществляет соединение между душой и телом.
Поэтому, даже если теоретически можно найти способ обеспечить тело всеми необходимыми ему веществами без еды, это не поможет нам решить более важную задачу — обеспечить соединение души с телом. Ведь этот процесс Всевышний пожелал оставить скрытым от человеческого разума.
Пусть Всевышний поможет Вам найти необходимый баланс и поможет заботиться о своем здоровье, не впадая в крайности.
С уважением, Яков Шуб
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Бенцион Зильбер
Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Рав Натан Агрес
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Элиэзер Вольф,
из цикла «Кашрут в некашерном мире»
Я очень голоден, а поблизости нет кошерных заведений. Что делать?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.