Темы: Суббота, Рав Яков Шуб, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Хотелось бы уточнить запреты «варки после варки» в Шабат. Можно ли разогревать сухую пищу, например, блинчики с мясом, положив их в сковородку и поставив сковороду на плату? Заранее большое спасибо! Н.
Уважаемая Н.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Если блинчики с мясом были полностью готовы к употреблению в пищу до субботы, на них не распространяется запрет варки, однако разогреть их в субботу на плате можно будет только определенным способом, о чем мы расскажем ниже.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо разобраться в двух темах:
1. Распространяется ли запрет варки на блинчики с мясом?
2. Даже если на блинчики запрет варки не распространяется, разрешено ли положить их на электрическую плату в субботу?
Давайте попробуем вкратце разобрать эти вопросы.
1. Одной из 39 работ, запрещенных Торой в субботу, является варка. Однако этот запрет не распространяется на продукты, которые уже были полностью готовы к употреблению в пищу до субботы. Иными словами, можно сказать, что нет запрета «варки после варки».
Важно отметить, что это правило распространяется только на сухие продукты. Причина в том, что последующая варка не оказывает значительного положительного влияния на такой продукт, ведь, как упоминалось выше, речь идет о продукте, который был полностью готов к употреблению до субботы. Поэтому здесь нет нарушения запрета варки — и разрешено разогреть сухой продукт в субботу, даже если он полностью остыл.
Можно ли разогревать в субботу жидкий или содержащий жидкость продукт, который полностью остыл? По этому вопросу мнения ришоним (комментаторов Талмуда 10-15 веков) разделились. В конечном счете закон устанавливается согласно следующему мнению: на жидкие продукты распространяется запрет «варки после варки». Причина в том, что для жидких продуктов, в отличие от сухих, температура очень важна. Поэтому, когда жидкость остыла, считается, что воздействие первой варки полностью прекратилось, а разогревать ее снова в субботу — равносильно новой варке.
Поэтому в субботу нельзя будет разогреть, например, остывший суп, жидкий чолнт и т.п. — это будет считаться варкой. По мнению Шулхан Аруха (Орах Хаим 318:4) запрет вступает в силу с того момента, как температура жидкости опускается ниже йад соледет бо (температура, когда рука при прикосновении непроизвольно отдергивается). По мнению Рамо запрет вступает в силу, если жидкость остыла полностью (т.е. ее уже не будут употреблять в пищу как горячую).
Получается, что, поскольку блинчики с мясом считаются сухим продуктом, с точки зрения варки нет проблемы разогреть их в субботу, если они были полностью готовы до субботы.
2. Даже блинчики, на которые, как мы выяснили, не распространяется запрет варки, можно разогревать в субботу только разрешенным способом.
Проблема заключается в том, что мудрецы запретили помещать на огонь (даже покрытый) пищу, которая не находилась на огне в субботу, даже если она была полностью сварена до субботы и на нее не распространяется запрет варки из Торы. Мудрецы запретили это по следующей причине. Когда человек, например, достает в субботу из холодильника еду и ставит ее на огонь, это похоже на варку (михзей ке-мевашель). Поэтому мудрецы опасались: в конечном счете это может привести к тому, что человек начнет в субботу ставить на огонь не только сваренные сухие продукты, на которые, как сказано выше, не распространяется запрет варки, но и не сваренные продукты, что приведет к нарушению запрета Торы — запрета варить в субботу.
Чтобы избежать нарушения этого запрета мудрецов и разогреть блинчики в субботу, существует два способа:
1. Положить блинчики на кастрюлю с едой, которая стоит на огне, или на крышку горячего субботнего чайника (Шулхан Арух 253:5). Поскольку таким способом люди обычно не варят пищу, это не похоже на варку и не будет нарушением запрета мудрецов (михзей ке-мевашель).
2. Некоторые галахисты разрешают положить блинчики на перевернутую пустую кастрюлю, тарелку или алюминиевый поддон, которые находятся на плате (Шмират Шабат ке-Илхата, новое издание, 1:44). Электрическая плата в данном случае является покрытым огнем (гаруф вэ-катум), а перевернутая кастрюля решает проблему «сходства с варкой» (михзей ке-мевашель): поскольку таким способом люди обычно не варят, это не напоминает варку.
Итак, блинчики с мясом можно разогревать в субботу одним из указанных способов.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Термическая обработка пищевого сырья для того, чтобы сделать его в достаточной мере съедобным подпадает под запрет варки в субботу.
Рав Бенцион Зильбер
Можно ли разогревать сухую еду в Субботу, заворачивая ее в фольгу и кладя на крышку кастрюли?
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.