Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в субботу разогревать блинчики с мясом?

Темы: Суббота, Рав Яков Шуб, Варка

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хотелось бы уточнить запреты «варки после варки» в Шабат. Можно ли разогревать сухую пищу, например, блинчики с мясом, положив их в сковородку и поставив сковороду на плату? Заранее большое спасибо! Н.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Н.,

Большое спасибо, что обратились к нам. Если блинчики с мясом были полностью готовы к употреблению в пищу до субботы, на них не распространяется запрет варки, однако разогреть их в субботу на плате можно будет только определенным способом, о чем мы расскажем ниже.

Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо разобраться в двух темах:

1. Распространяется ли запрет варки на блинчики с мясом?

2. Даже если на блинчики запрет варки не распространяется, разрешено ли положить их на электрическую плату в субботу?

Давайте попробуем вкратце разобрать эти вопросы.

1. Одной из 39 работ, запрещенных Торой в субботу, является варка. Однако этот запрет не распространяется на продукты, которые уже были полностью готовы к употреблению в пищу до субботы. Иными словами, можно сказать, что нет запрета «варки после варки».

Важно отметить, что это правило распространяется только на сухие продукты. Причина в том, что последующая варка не оказывает значительного положительного влияния на такой продукт, ведь, как упоминалось выше, речь идет о продукте, который был полностью готов к употреблению до субботы. Поэтому здесь нет нарушения запрета варки — и разрешено разогреть сухой продукт в субботу, даже если он полностью остыл.

Можно ли разогревать в субботу жидкий или содержащий жидкость продукт, который полностью остыл? По этому вопросу мнения ришоним (комментаторов Талмуда 10-15 веков) разделились. В конечном счете закон устанавливается согласно следующему мнению: на жидкие продукты распространяется запрет «варки после варки». Причина в том, что для жидких продуктов, в отличие от сухих, температура очень важна. Поэтому, когда жидкость остыла, считается, что воздействие первой варки полностью прекратилось, а разогревать ее снова в субботу — равносильно новой варке.

Поэтому в субботу нельзя будет разогреть, например, остывший суп, жидкий чолнт и т.п. — это будет считаться варкой. По мнению Шулхан Аруха (Орах Хаим 318:4) запрет вступает в силу с того момента, как температура жидкости опускается ниже йад соледет бо (температура, когда рука при прикосновении непроизвольно отдергивается). По мнению Рамо запрет вступает в силу, если жидкость остыла полностью (т.е. ее уже не будут употреблять в пищу как горячую).

Получается, что, поскольку блинчики с мясом считаются сухим продуктом, с точки зрения варки нет проблемы разогреть их в субботу, если они были полностью готовы до субботы.

2. Даже блинчики, на которые, как мы выяснили, не распространяется запрет варки, можно разогревать в субботу только разрешенным способом.

Проблема заключается в том, что мудрецы запретили помещать на огонь (даже покрытый) пищу, которая не находилась на огне в субботу, даже если она была полностью сварена до субботы и на нее не распространяется запрет варки из Торы. Мудрецы запретили это по следующей причине. Когда человек, например, достает в субботу из холодильника еду и ставит ее на огонь, это похоже на варку (михзей ке-мевашель). Поэтому мудрецы опасались: в конечном счете это может привести к тому, что человек начнет в субботу ставить на огонь не только сваренные сухие продукты, на которые, как сказано выше, не распространяется запрет варки, но и не сваренные продукты, что приведет к нарушению запрета Торы — запрета варить в субботу.

Чтобы избежать нарушения этого запрета мудрецов и разогреть блинчики в субботу, существует два способа:

1. Положить блинчики на кастрюлю с едой, которая стоит на огне, или на крышку горячего субботнего чайника (Шулхан Арух 253:5). Поскольку таким способом люди обычно не варят пищу, это не похоже на варку и не будет нарушением запрета мудрецов (михзей ке-мевашель).

2. Некоторые галахисты разрешают положить блинчики на перевернутую пустую кастрюлю, тарелку или алюминиевый поддон, которые находятся на плате (Шмират Шабат ке-Илхата, новое издание, 1:44). Электрическая плата в данном случае является покрытым огнем (гаруф вэ-катум), а перевернутая кастрюля решает проблему «сходства с варкой» (михзей ке-мевашель): поскольку таким способом люди обычно не варят, это не напоминает варку.

Итак, блинчики с мясом можно разогревать в субботу одним из указанных способов.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.