Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли вешать гамак в субботу?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Мы живем в частном доме, и обычно у нас во дворе между деревьями висит гамак, в котором очень приятно покачаться на свежем воздухе, да и дети очень любят кувыркаться в нем. Перед Субботой был сильный дождь, и мы сняли гамак, чтобы не промок. В Субботу погода было теплая, и мы хотели повесить гамак на место, но не стали, т.к. не были уверены, что это можно делать в Шаббат. Правильно ли мы поступили? Полина

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Полина,

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы поступили правильно, в субботу нельзя вешать гамак. Пользоваться им в субботу можно, но при условии, что он прикреплен определенным способом, как будет разъяснено ниже.

Одна из 39-ти запрещенных в субботу работ это коцер (жатва). Сущность этой работы — в отделении растения от места его произрастания, например, срывание плодов или ветвей дерева, вырывание травы и т.д.

Кроме того, наши мудрецы установили различные «ограды», чтобы не допустить нарушения запрета Торы. В частности, запретили в субботу залезать на дерево, чтобы случайно не сорвать что-нибудь (Шулхан Арух 336:1).

Кроме того, нельзя вообще никак использовать дерево, в частности, опираться на него, даже если оно при этом не качается. По той же причине запрещено вешать что-либо на дерево, а также снимать с него то, что уже было повешено, хотя бы и до субботы.

Запрет распространяется на использование не только самого дерева, но и любого прикрепленного к нему предмета. Поэтому нельзя, например, повесить какую-нибудь вещь на вбитый в дерево гвоздь или крючок — чтобы случайно не сорвать веточку или листик (Шулхан Арух 336:13).

Однако использовать не само дерево и не предмет, прикрепленный к нему, а предмет, который крепится к предмету, прикрепленному к дереву, разрешено. Поэтому, например, если в дерево вбит крючок, на который повесили до субботы корзину, в нее можно класть различные предметы и брать их оттуда, поскольку в данном случае считается, что используют не дерево, а корзину (Шулхан Арух 336:13). Следует только делать это таким образом, чтобы дерево не качалось.

Теперь разберем случай с гамаком. Понятно, что привязывать гамак к дереву запрещено, т.к. это будет считаться использованием дерева. Точно так же нельзя будет сидеть в гамаке, который привязан непосредственно к дереву, поскольку это будет считаться использованием предмета, прикрепленного к дереву, что запрещено мудрецами, как было сказано выше (Шмират Шабат ке-Илхата 16:17).

А вот если гамак повешен на крюки или гвозди, которые вбиты в дерево, то нет проблемы использовать его в субботу. Ведь в таком случае это уже третий предмет, который крепится к дереву, а его использование в субботу не запрещено (если при этом дерево не качается).

При этом вешать в субботу такой гамак на гвоздь, вбитый в дерево, запрещено, ведь получается, что Вы используете предмет, прикрепленный к дереву (Шмират Шабат ке-Илхата 16:17).

Соответственно, Вы поступили совершенно правильно, нельзя было вешать в субботу гамак даже на крючок, вбитый в дерево. А вот сидеть в таком гамаке, который до субботы привязали к крючку, прикрепленному к дереву, — нет никакой проблемы.

Желаем Вам и дальше наслаждаться спокойствием субботнего дня, не нарушая при этом его законы.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.