Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нельзя читать Теилим ночью?

Темы: Царь Давид, Теилим, Рав Яков Шуб, Письменная Тора, Ктувим

Отложить Отложено

Взяла недавно за привычку читать Теилим перед сном, и теперь, если забуду прочитать, по полночи спать не могу, а как читаю, так моментально засыпаю в любом случае. Сегодня я узнала, что нельзя читать Теилим ночью. Получается, что я нарушала раньше? Что делать? Дафна.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Дафна,

Большое спасибо, что обратились к нам. Теилим (Псалмы Давида) являются неотъемлемой частью жизни еврейского народа. Значительная часть молитв содержит отрывки из Тэилим. Книга Тэилим, за исключением нескольких глав, была написана царем Давидом. Жизнь Давида, как известно, была не из легких, полной скитаний и отчужденности, предательств и измен, войн и невзгод. При этом, как в минуты победы и радости, так и в минуты горя, Давид неизменно обращал свое сердце и уста к Всевышнему — в своих Псалмах.

Так получилось, что на протяжении жизни Давид прошел большинство испытаний, которые могут выпасть на долю человека, и отразил свои переживания в Теилим. Соответственно, Теилим являются своеобразным прототипом обращения еврейской души к Всевышнему в различных жизненных ситуациях. Недаром из всех двадцати четырех священных книг Танаха Теилим является единственной, где еврей обращается к Всевышнему, а не Всевышний — к еврейскому народу. Именно поэтому, когда еврей нуждается в исцелении и избавлении, желает помочь возвышению души умершего или просто приблизиться к Всевышнему, он берет в руги книгу Теилим и изливает свою душу.

Что касается Вашего вопроса о чтении Теилим ночью, то он является частью более широкого вопроса — разрешено ли читать Письменную Тору (Пятикнижие, Пророков и Писания) в ночное время. Мидраш (Танхума, Ки Тиса 36) говорит, что когда Моше Рабейну находился на Небесах (где нет различия между днем и ночью) и принимал Тору из уст Всевышнего, он знал: если Всевышний учит его Письменной Торе, то это день, а если Устной Торе, то это ночь.

В соответствии с этим некоторые полагают, что не стоит читать Письменную Тору, в том числе и Тэилим, ночью. Они считают, что это пробуждает аспект Суда. Но если Письменную Тору читают вместе с переводом на арамейский язык (Онкелос) или изучают с комментариями, нет проблемы делать это в ночное время.

Кроме того, существуют периоды, когда по всем мнениям нет проблемы читать Письменную Тору ночью: в субботу и на исходе субботы, в праздники, Йом-Кипур и холь а-моэд («будни праздника»).

Однако многие придерживаются мнения, что, хотя Теилим и являются частью Письменной Торы, их можно читать без опасения (Эшель Авраам из Бучач, Циц Элиэзер 8:2). И даже те, кто устрожают, разрешают читать Теилим ночью после полуночи (Бен Иш Хай). Кроме того, читать Письменную Тору в ночное время не запрещено, а просто не рекомендуется (Шаарей а-Циюн 238:1).

Поэтому общепринятый обычай: если человек нуждается в спасении и исцелении, он читает Тэилим и в ночное время. От нашего учителя Рава Бенциона Зильбера мы слышали, что в ешиве Мир также читали Тэилим ночью, когда это было необходимо.

Поэтому, если Вы обычно читаете Тэилим перед сном, можете и дальше так поступать.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.