Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора описывает события, произошедшие после ее дарования?

Темы: Пятикнижие, Моше, Свобода выбора, Дарование Торы, Натан Агрес, Письменная Тора

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Как Тора была дана Мойше на горе Синай и описывает события, произошедшие уже после дарования Торы, как то грех золотого тельца, скитания по пустыне и др., то есть получается будущее? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Аарон, спасибо за Ваш вопрос.

Дело в том, что, когда мы говорим о Торе, полученной Моше на Синае и о книге (свитке) Торы, знакомой нам, мы подразумеваем не одно и то же, хотя оба понятия принято называть — Торой. Имеется в виду разделение на Устную и Письменную Тору.

Основное значение слова «Тора» происходит от корня «морэ», «леорот» — учить, наставлять. Тора представляет собой свод законов и наставлений, переданных Творцом своему народу. И именно об этом идет речь, когда мы говорим о Синайском откровении. 7 Сивана 2448 года от сотворения мира, на глазах у всего народа Израиля, Всевышний спустился на гору Синай и произнес 10 речений, являющихся квинтэссенцией всех остальных заповедей. А затем Моше поднялся на вершину горы и прибывал там на протяжении сорока дней, чтобы получить весь свод указаний в раскрытом виде, но пока еще только в устной форме, и лишь 10 речений были запечатлены Всевышним на двух скрижалях (гораздо позже уже после разрушения Второго Храма, по необходимости была записана значительная часть Устной Торы, — это Талмуд, Мидраши, книга Зоар и др.).

Письменная Тора (Хумаш — Пятикнижие) также включает в себя вышеупомянутые законы, но уже не в раскрытом, а в сжатом, или более точно — в закодированном виде. Раби Моше ми-Куци (в предисловии к своей книге заповедей «Смаг») определил Письменную Тору, как краткий конспект Устной. Рав Шимшон-Рефаэль Ирш расширил эту аналогию, пояснив, что как в конспекте иногда достаточно какого-то особого значка или подчеркнутого слова, чтобы возобновить в памяти целый ряд идей и положений, так и в Письменной Торе особый порядок слов или лишняя буква содержат множество информации, полученной на Синае устно.

Кроме этого Хумаш содержит и исторические данные: историю сотворения мира и развития человечества, родословную наших праотцев, спуск в Египет и исход оттуда, дарование Торы, грех золотого тельца и грех разведчиков, из-за которого поколение выходцев не удостоились войти в землю Израиля, и далее, вплоть до начала завоевания обетованной земли в конце 40 лет скитаний по пустыне.

Вся Письменная Тора от первой до последней буквы была продиктована Моше непосредственно самим Всевышним (Рамбан в предисловии к Торе по словам Талмуда в трактате Менахот 30а). Но вот на счёт точного времени Её записи возник спор между мудрецами (Гитин 60а).

Согласно одному мнению, все пять книг Торы были даны в целостном виде и Моше записал их в день своей смерти в конце 40 лет своего правления. Тем не менее, отдельные главы всё же были записаны ранее, но не как книга «Торы», а для особых нужд, например, для заключения союза между Б-гом и народом или в целях учёбы.

Другое мнение гласит, что Тора записывалась постепенно, что называется, по ходу событий (в течении 40-летнего скитания по пустыне). Отдельные главы и отрывки Моше записывал в отдельные свитки, а в конце лишь сшил их в определённом порядке. Согласно этому мнению, пишет Рамбан (там же), первая книга Торы Берешит, а также начало второй книги Шмот, включая повеления о Мишкане — Скинии Завета, Моше записал в день Синайского откровения сразу после получения 10-ти речений.

В любом случае выяснилось, что нет никакого противоречия между дарованием Торы на Синае (в устном виде), и тем фактом, что Хумаш (Письменная Тора) описывает события, происшедшие после этого в течении 40-ка лет скитаний по пустыне.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.