Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Может ли Б-г Сам нарушить закон Торы?

Темы: Сотворение мира, Суббота, Мидраш, Чудеса, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом! Может ли Б-г сам нарушить закон Торы? Т.е. сделать «исключение из правил»? Если да, то в каком случае и когда это уже происходило? Если нет, то как тогда объяснить чудеса? Заранее спасибо. Алексей

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Алексей,

В Мидраше Рабба[1] сказано следующее: «Тора говорит: Я была инструментом Творца. Как принято в мире… когда мастер не строит по своему усмотрению, а есть у него чертежи, с которыми он сверяется, строя комнаты и ворота. Так же Всевышний смотрел в Тору и творил мир…».

Видимо, когда Вы уподобляете чудеса нарушению законов Торы, Вы имеете в виду то, о чем говорит этот мидраш.

Наши мудрецы говорят[2] следующее: когда мы упоминаем о чудесах, происходивших на протяжении истории, речь не идет об изменении воли Творца (не дай Б-г!). Ведь в тот час, когда Он сотворил землю, небо и всё, что их наполняет, — Он знал обо всех событиях, которые произойдут, а также о том, что наступит время, когда Творению понадобится изменить свою природу (ради того, чтобы свершилось чудо). Возможность чудес изначально была «заложена» в природе, и когда мы говорим о случившемся чуде, мы не имеем в виду, что Творец «узнал» какое-то новое обстоятельство[3] или изменил Свою волю.

То есть все чудеса были сотворены заранее, во времена Творения, и предназначены каждое для своего времени. Но не «встроены» в природу с тем, чтобы обязательно произойти с наступлением этого времени, хотя это предусмотрено Творцом, как сказано[4]: «Всё ожидаемо (Всевышним), а выбор — дан (человеку)». Ведь Его знание не мешает событиям произойти по-иному. А означает это, что все чудеса находятся как бы в «подвешенном» состоянии, в ожидании того, какой выбор сделает человек.

Мишна в трактате Пиркей Авот[5] перечисляет конкретные чудеса, которые были заранее сотворены Всевышним. Она начинается так: «Десять вещей были сотворены у границы наступления субботы (в первую неделю Творения)…».

Комментаторы[6] задаются вопросом: но ведь и множество других чудес происходило и продолжает происходить в мире, кроме упомянутых десяти. Разве только десять было сотворено? И зачем подчеркивается, что они сотворены «у границы наступления субботы»?

И отвечают[7] на этот вопрос так: разумеется, все остальные чудеса тоже были сотворены в первую неделю, во времена Творения[8]. Но только в другие дни. И лишь эти — у границы субботы. Почему же они упомянуты отдельно? Именно из-за своей близости к субботе. Ведь цель субботы — «святая святых» — утверждение царства и власти Всевышнего! И эти чудеса — сотворены непосредственно для того, чтобы свидетельствовать о царстве Всевышнего! Поэтому они находятся на более высоком уровне, чем любое другое чудо, цель сотворения которого включает и «будничный элемент» — обеспечение личных нужд, спасение праведника…

Можно подвести итог и ответить на Ваш вопрос: воля Б-га заключена именно в самой Торе, согласно которой Он творил этот мир. И воля Его неизменна. Мы, конечно же, ни в коем случае не можем сказать, что Б-г «чего-то не знал» или «решил, а потом изменил Свое решение в связи со вновь открывшимися обстоятельствами». По этой причине, разумеется, на Ваш вопрос «Нарушал ли Б-г законы Торы?» следует ответить отрицательно.

А чудеса, которые в мире происходили и происходят, — никак не противоречат Его воле и Его Торе. Они сотворены, и возможность того, что они «выстрелят», создана еще в течение первых дней Творения. Произойдут они или нет, зависит лишь от нашего выбора — выполнять или нет волю Творца, свидетельствовать или нет о Его царстве в этом мире…

Чтобы иметь возможность глубже изучить эту, а также другие темы иудаизма, предлагаю Вам принять участие в программе «Талмуд онлайн», в рамках которой Вы могли бы заниматься индивидуально с преподавателем через Скайп, изучать интересные для Вас темы\книги иудаизма и задавать интересующие Вас вопросы.

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Берешит Рабба, 1:1.

[2] См. комментарий Тосфот Йом-Тов на Пиркей Авот 5:6.

[3] Из-за которого это чудо было совершено.

[4] Пиркей Авот 3:15.

[5] 5:6.

[6] Тосфот Йом-Тов, Тиферет Исраэль и др.

[7] Тиферет Исраэль на мишну.

[8] Как мы объяснили выше.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.