Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько раз максимум можно молиться?

Темы: РАМХАЛЬ, Рамбам, Еврейская молитва, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Люди задают вопрос, сколько раз нужно молиться, в основном, подразумевая минимум. А сколько раз можно молиться максимум, если есть время, и какие молитвы при этом читаются вообще, если я ничего конкретного не прошу, а просто хочу вознести славу, поблагодарить? Также, если я хочу о чем-то просить Творца, сколько раз нужно читать молитву, к примеру, об удаче перед поездкой? Один раз или можно несколько? Не будет ли, не знаю, злоупотреблением, что ли, с моей стороны вниманием Всевышнего, будто я постоянно что-то клянчу? Д.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Д.,

Вот что говорит о заповеди молитвы Рамбам в книге Мишнэ Тора[1]:

Одна из предписывающих заповедей — молиться каждый день, как сказано об этом в Торе[2]: «…служите Всевышнему, Б-гу вашему…». Из Устной Торы мы знаем, что это служение — не что иное, как молитва. И сказано[3]: «…и служить Ему всем вашим сердцем»; объясняют наши мудрецы: «Что это за служение, которое производится сердцем? Это молитва!». И вот как выполняется эта заповедь. Должен человек каждый день обращаться к Всевышнему с молитвой и мольбами следующим образом: произносить хвалу Святому, Благословен Он, а затем — просить все то, в чем он нуждается, в просьбе и мольбе, а после этого — снова воздать хвалу и благодарность Всевышнему за все благо, что Он дал. И каждый делает это так, как может: если умеет — умножает свои мольбы и просьбы, а если косноязычен — говорит так, как может, и в то время, когда захочет. И это же относится к количеству молитв — каждый молится столько, сколько может. Есть те, кто молится один раз в день, а есть те, кто молится много раз. И важно, чтобы все молились, обратившись в сторону Иерусалимского Храма, и так это происходило всегда, от времен Моше-рабейну и до времен Эзры.

Но, так как во времена злодея Невухаднецера евреи были рассеяны по Персии, Греции, и среди прочих народов, и там, в этих чужеземных странах, у них родились дети — у этих их потомков уже смешались языки, и у каждого из них разговорный язык состоял из нескольких языков. И когда разговаривали — уже не могли они говорить на одном (Святом) языке, а лишь с примесями других языков. И поэтому были среди них те, кто, молясь, не мог свободно выразить свои просьбы и хвалы Творцу на Святом языке, а только с примесями других языков. И когда увидели это положение Эзра и мудрецы его поколения — установили восемнадцать благословений, которые произносятся в определенном порядке. Первые три из них — хвала Творцу, три последние — благодарение, а в тех, что между ними — просьбы, которые составляют основу всех личных просьб человека и общества в целом. Сделали это они для того, чтобы были эти благословения едиными для всех, чтобы евреи могли их выучить, и, таким образом, будет эта молитва полноценной даже у того, кто косноязычен, и словно сходящей с уст человека, говорящего на чистом Святом языке…

И по той же причине установили все благословения и молитвы, которые следует произносить в народе Израиля, — чтобы все благословения были привычны даже для уст косноязычных»

Как мы можем видеть, Рамбам не устанавливает каких-либо ограничений в восхвалении Творца, благодарности Ему и просьбах к Нему. Наоборот, из первой части приведенного текста видно, что он поощряет каждого молиться так и столько, как может, каждый — согласно своим способностям и времени. Во второй части Рамбам говорит об установленной форме, это мы рассмотрим ниже.

Раби Моше-Хаим Луцатто в книге Дерех а-Шем пишет о цели Творения следующее[4]:

Целью Творения было дать благо другим. Ведь лишь Он, Единственный, Благословенно Его Имя, представляет Собой истинное совершенство, в котором нет никаких недостатков…

…и поэтому желание Его дать благо другим[5] не будет реализовано полностью, если даст лишь немного блага. Но, так как благо исходит от Благословенного, который Сам — единственное абсолютное и истинное Благо, это должно быть в полной, максимально возможной мере. То есть — дать другим от того абсолютного блага, которым Он сам является…

…с другой стороны — невозможно, чтобы совершенство вместилось в полной мере в ком-то, кроме Него Самого. По этой причине установлено Высшей мудростью, что это истинное совершенное благо, которое Он желает воздать другим, будет в том, что они прилепятся к Нему Самому, Благословенно Его Имя, настолько, насколько это для них возможно…

Там же, далее, раби Моше-Хаим Луцатто пишет о молитве[6]:

Молитва заключается в том, что согласно порядкам, установленным Высшей мудростью, люди получают изобилие от Него, Благословенного, после того как пробудятся для того, чтобы приблизиться к Нему и будут желать Его близости. И согласно уровню этого пробуждения — и будет послано им изобилие.

И вот, Всевышний желает все время лишь увеличивать благо Своим творениям, и поэтому — установлено для них это служение ежедневным, чтобы с его помощью им было послано изобилие, удача и благословение, согласно тому, в чем они нуждаются, согласно их положению в этом мире…

Отсюда ясно, что Всевышний желает дать нам максимальное благо, а наивысшее возможное благо — близость к Нему Самому, к Его совершенству. Сама молитва Ему, исходящая от сердца, приближает нас к Творцу и желанна Ему, а следствие наших просьб —изобилие того, в чем мы нуждаемся (шефа). Разумеется, о злоупотреблении вниманием тут не может идти речи.

Вы спрашиваете, можно ли произносить молитвы по нескольку раз? Рамбам упоминает, что Эзра и мудрецы его поколения установили форму конкретных молитв и благословений на разные случаи жизни (см. выше). Они были составлены в соответствии с устройством мироздания, знанием которого обладали мудрецы, и сила их очень велика. Один из примеров — молитва перед поездкой или путешествием[7]. Если мы произносим ее один раз от всего сердца, сосредоточенно — мы знаем, что она услышана Творцом, и верим, что нам будет послано необходимое в данной ситуации изобилие. Произносить ее второй раз не следует, тем самым мы можем нарушить запрет произнесения Имени Всевышнего впустую[8], ведь молитва — уже принята, услышана. Так же обстоит и с остальными молитвами и благословениями, содержащими Имена Всевышнего.

Однако есть множество благословений на разные случаи жизни, которые приводятся в особых сборниках[9], их также можно читать ежедневно. Кроме того, без ограничений можно читать Тэилим (Псалмы), что также помогает в разных жизненных ситуациях (см. Теилим на все случаи жизни). И, разумеется, можно обращаться с просьбами к Всевышнему без каких-либо ограничений от всего сердца, формулируя их своими словами, так, как это описывает, например, Рамбам. Упоминать при этом какие-либо Имена Всевышнего не следует[10].

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Раздел Аhава, Законы молитвы, 1-я глава.

[2] Пятикнижие, книга Шмот 23:25.

[3] Пятикнижие, книга Дварим 11:13.

[4] Часть первая, глава вторая.

[5] Ведь Он — совершенное добро и милосердие, а это подразумевает дарование блага другим.

[6] Часть четвертая, глава пятая.

[7] Можно увидеть в Сидуре, например, тут: /articles/articles_16326.html .

[8] См. Пятикнижие, книга Шмот 20:7.

[9] Например, книга «Взываю к Тебе», см. /cycles/cycles_377.html.

[10] Но можно, обращаясь к Нему, использовать слово «Б-г» на русском языке.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.