Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как воспитать в себе ответственность?

Темы: Тшува, Грех, Хафец Хаим, Ответственность, Самосовершенствование, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хотелось бы спросить совета, по поводу такого качества как «ответственность» перед другими, а в первую очередь перед самим собой. Как его в себе воспитать и поддерживать? На какие примеры можно ориентироваться в минуты, когда одолевает сомнение и слабость? А.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемая А.,

В Вавилонском Талмуде сказано[1]: если еврей совершает грех, то за него расплачиваются вместе с ним и остальные евреи. Талмуд делает этот вывод из стиха Торы[2]: «И споткнутся друг от друга, как от меча…». Это означает, что человек «спотыкается» из-за греха своего ближнего. То есть, все евреи несут ответственность друг за друга, являясь друг другу своего рода гарантами. Долг взыскивают не только с должника, но и с гаранта. Так с каждого еврея спрашивают за грехи, совершенные другими евреями. В другом месте[3] Талмуд сообщает, когда мы приняли на себя такую ответственность: вместе с обязательством выполнять все заповеди Торы. Причем, приняли ее не только те, кто физически присутствовал при этом, не только поколение пустыни. Но и все, кто еще не родился — и их души являлись частью душ их предков, как об этом сказано в Торе[4]: «И не с вами одними заключаю Я союз… и с теми, которых нет здесь с нами ныне». То есть, в равной степени эта ответственность лежит и на нашем поколении.

Речь идет о следующем. Когда еврей видит, что другой еврей не выполняет какую-либо заповедь, которую обязан выполнять, или нарушает какой-либо запрет Торы, и при этом он СПОСОБЕН повлиять на происходящее и МОЖЕТ сделать так, чтобы нарушитель вернулся к достойному поведению, но НЕ ДЕЛАЕТ этого, он также понесет наказание за грех нарушителя[5].

Итак, мы — ответственны за других евреев, за их поведение и соблюдение Торы. Ведь если мы с этой ответственностью не справимся — с нас спросят. И тем более, мы ответственны за собственное выполнение заповедей и обязательств.

Рабби Моше-Хаим Луцатто в книге Месилат Йешарим[6] пишет, что одна из уловок дурного начала человека (йецер а-ра) и одна из причин того, что человек теряет «бдительность», — это чрезмерная, излишняя перегруженность заботами о пропитании, работой. Это уводит нас от возможности задуматься о пути, которым мы идем, оценить его. Ведь наше дурное начало знает: если дать сердцу немного покоя от всевозможных забот и трудов — оно сразу же заболит, подтолкнет раскаяться в совершенных недостойных поступках и постепенно мы полностью откажемся от неправедного пути. И это подобно тому, что хотел сделать фараон с евреями в Египте, чрезмерно увеличивая их нагрузку. Он желал, чтобы у них не было даже времени перевести дух.

Поэтому нам следует найти возможность ежедневно задумываться о своих путях и поступках. А тот, кто обладает разумом, но не старается уберечь свою душу от опасности уничтожения, — подобен слепому, идущему по краю обрыва.

Есть как минимум три вещи, о которых следует задуматься человеку, который желает приобрести качества внимательности (к своему пути) и ответственности[7]:

1. О том, что праведные поступки и приобретение добрых качеств — путь, который приводит человека к духовному совершенству, позволяя стать ближе к Творцу и к цели, ради которой он был сотворен. И, наоборот, каждый дурной поступок и проявление дурных качеств — все больше отдаляет человека от этого пути.

2. О том, что в Мире Истины[8] не все будут занимать одинаковый уровень. А каждый — согласно действиям, которые он совершил в этом мире. Поэтому следует человеку задуматься о том, насколько стыдно будет ему занимать ТАМ весьма низкое положение, если не будет у него достаточно добрых поступков и заслуг в этой жизни. Особенно — когда он увидит тех своих знакомых, которые достигли более высокого уровня, чем он. Причем в таком положении он вынужден будет находиться вечно, ведь, если человек не стремился в этой жизни совершить как можно больше правильных действий, — никак не сможет восполнить это позже!

3. И о том, что Всевышний спрашивает с человека за все его поступки, без исключения! Даже за самые незначительные, и даже с больших праведников. Ведь даже наш праотец Авраам не избежал наказания — всего лишь за то, что спросил «Как узнаю, что мое потомство унаследует эту землю?»[9]. А праведник Йосеф — за то, что попросил виночерпия вспомнить про него и «замолвить словечко», когда попадет в дом фараона[10]. И милосердие Творца заключается не в том, что Он простит нам наши ошибки. А в том, что Он дал нам уникальную возможность раскаяться в них и изменить наши пути. А также в том, что Он дает нам на это время — иногда целую жизнь — и не спрашивает с нас сразу же!

От своего учителя, рава Хагая Прешла (да продлит Всевышний его дни!), я слышал, что великий еврейский мудрец и праведник, Хафец Хаим, выделял особое время на то, чтобы задуматься о пути, которым он идет, и о проступках, которые он, возможно, совершил. Рав Хагай, в свою очередь, слышал это от одного из своих учителей, который лично знал Хафец Хаима:

Когда Хафец Хаим выдал замуж дочь, он предложил молодой паре для жилья на первое время чердак своего дома. Но при одном условии: каждый месяц перед рош-ходеш (началом нового еврейского месяца) молодая пара будет покидать это помещение на несколько часов, давая ему возможность там уединиться. Плата была не велика и супруги, конечно же, согласились. В положенное время молодая жена уходила по своим делам, а ее муж — зять Хафец Хаима — был в бейт-мидраше, изучал Тору. Но однажды любопытство молодого мужа пересилило, и в назначенное время он осторожно подкрался к двери на чердак, чтобы попытаться выяснить, что там делает великий еврейский праведник. То, что он услышал из-за двери, поразило его: Хафец Хаим громко разговаривал сам с собой, вспоминая каждый прожитый день уходящего месяца. Каждую возможную ошибку, каждый грех (если существовала хотя бы тень подозрения, что он совершен) Хафец Хаим обсуждал сам с собой и укорял себя за них вслух, сокрушаясь о содеянном. Теперь было понятно, для чего его тестю понадобилось помещение, расположенное вдали от других, — для уединения, для того, чтобы осмыслить свой путь и раскаяться в возможных ошибках накануне наступающего еврейского месяца!

Наверное, следует подчеркнуть, что, воспитав в себе качество ответственности за свою (и других евреев) жизнь по Торе, мы автоматически становимся ответственными и во всех других областях жизни. Ведь нет такой области в еврейской жизни, которая не регулировалась бы Торой и не была отражена в ее законах: семья, работа, отношения с другими людьми…

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Трактат Швуот, лист 39а.

[2] Ваикра 26:37.

[3] Трактат Сота, лист 37 б.

[4] Дварим 29:13-14.

[5] См. Оцар а-Гэоним, см. «Сборник уроков по трактату Бейца» 66-67, ביאור .הלכה תרח ד"ה מוחין

[6] 2-я глава.

[7] Месилат Йешарим, 4-я глава.

[8] Т.е. в Грядущем мире.

[9] Т.е. отнесся с долей сомнения к обещанию Всевышнего.

[10] В египетской тюрьме праведнику Йосефу следовало полагаться только на Всевышнего, а не надеяться на других людей и не прибегать к их помощи.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.