Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в качестве субботних свечей использовать светодиодные миниатюрные светильники?

Темы: Суббота, Зажигание свечей, Моше Гекрайтер, Электроприборы

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Скажите, пожалуйста, можно ли в качестве субботних свечей использовать не обычные свечи, горящие открытым огнем, а светодиодные миниатюрные светильники, сделанные в форме свечей и включающиеся кнопкой? Или надо использовать именно классические свечи с открытым огнем? Д.

Отвечает рав Моше Гекрайтер

Здравствуйте, уважаемый Д.,

Можно ли выполнить заповедь зажигания субботних свечей включением электролампы? Давайте обсудим этот вопрос.

Мудрецы постановили зажигать свечи до наступления субботы, т.е. до захода солнца накануне субботы. Субботние свечи зажигают ради: уважения к субботе, наслаждения субботой, мира в еврейском доме. Мудрецы подчёркивают: выполняя эту заповедь, мы удостаиваемся сыновей — мудрецов Торы.

Зажигая свечи специально в честь субботы, мы подчёркиваем своё отношение к этому дню. Так, если свечи горели раньше, задолго до наступления субботы, когда приходит время зажигания свечей, нужно потушить их и зажечь вновь. Это выражает наше уважение к святому дню.

Наслаждение субботой: свечи, зажжённые там, где устраивают трапезу, увеличивают наслаждение от еды, создают праздничное настроение.

Кроме того, в темноте можно споткнуться, ушибиться, разозлиться… А при свете — всё мирно и спокойно. Так субботние свечи приносят мир в дом.

По этим причинам, а также из опасения, чтобы человек случайно не поправил свечи в субботу, мудрецы постановили использовать те виды масел и фитилей, которые обеспечивают ровное и красивое горение. И, конечно, не следует использовать те виды «горючего», которые неприятно пахнут, — чтобы присутствующие не покинули место трапезы.

Что касается электричества. С одной стороны, электрические светильники прекрасно освещают помещение, намного лучше, чем свечи. С другой стороны, мудрецы постановили зажигать именно свечи, о чём свидетельствует текст благословения: «…зажигать субботние свечи». И хотя зажигание электрических светильников выражает уважение к субботе, способствует наслаждению субботой и миру в доме, вопрос остаётся: можно ли их «приравнять» к свечам и произнести на них благословение?

В Шмират Шабат кэ-Илхата, раздел 43, прим. 22 приводится список книг, которые рассматривают этот вопрос. Некоторые раввины разрешают и зажигать электрические светильники, и произносить на них благословение; другие запрещают произносить на них благословение (рав Розин — потому, что включение нельзя приравнять к зажиганию). Третьи запрещают выполнять заповедь зажигания субботних свечей, включая электрические светильники (Маарша и др.). Четвёртые полагают, что нужен именно огонь, поэтому существует различие между светильником с нитью накала и без неё. А пятые разрешают включать лампу дневного света (Швут Ицхак). Рав Шломо-Залман Ойербах зацал считал, что нельзя произносить благословение на электролампы, питающиеся от сети, если электроэнергия вырабатывается электростанцией. Потому что когда их включают, это похоже на зажигание свечей без масла — ведь новая электроэнергия вырабатывается постоянно, её не было прежде. Однако если светильник работает от батарейки, можно благословлять.

Некоторые считают, что если нет никакой возможности зажечь свечи, например, когда человек находится в больнице, то можно произносить благословение на электрические светильники.

Поскольку существует такое множество мнений по этому вопросу, безусловно, следует зажигать перед наступлением субботы обычные свечи с благословением. Это правильно по всем мнениям. Но тут есть ещё одна проблема. Если кроме свечей мы используем электричество, то свет субботних свечей малозаметен и нужно понять, как произносить на них благословение.

В Шулхан Арухе, своде еврейских законов, приводятся различные мнения (263, 8). Если в месте, где уже горят свечи, зажгли ещё свечи, по мнению рава Йосефа Каро благословение произносить нельзя, а по мнению Рамо (рава Моше Иссерлеса) можно. Поэтому сефардские евреи не произносят благословение на добавление света, а ашкеназские произносят. Но всё это — когда добавление ощутимо. А если включено электричество, свечи не оказывают значительного влияния на степень освещённости. Безусловно, свечи, зажжённые недалеко от субботнего стола, создают праздничную атмосферу.

Всё же лучше зажигать свечи с благословением, т.к. это правильно по всем мнениям. Поэтому хорошо, чтобы женщина зажигала свечи с благословением, а после этого кто-то из домашних включал свет. Или женщина может сначала включить свет с намерением выразить уважение к святому дню, а зачем зажечь свечи и произнести благословение на свечи, имея при этом в виду также свет, который она включила ради субботы.

Вернёмся к Вашему вопросу. Безусловно, следует зажечь субботние свечи — помимо светодиодного светильника и других осветительных приборов. Не стоит зажигать одни только электрические светильники и произносить на них благословение (Мишнат а-Шабат). Можно зажечь сначала светодиодную лампу в честь субботы, после этого свечи и произнести благословение на свечи, подразумевая при этом также включённую прежде лампу.

С уважением, Моше Гекрайтер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.