Темы: Тшува, Грех, Праведник, Бааль Тшува, Рав Зеев Урман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны«Раскаявшиеся, перенесшие тяжелую внутреннюю борьбу, ближе к Богу, нежели никогда не грешившие праведники» (Берах., 34 б) Вопрос: кто такие «никогда не грешившие праведники»? Написано: «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы» (Когелет 7:20). И еще сказано: «От рождения мысли человека — зло!». Шмуэль-Александр
Здравствуйте, реб Шмуэль-Александр.
Предложу Вам два объяснения, чтобы разрешить это кажущееся противоречие.
Менее литературный, но более точный перевод высказывания из трактата Брахот звучит так: «На месте, где стоят баалей тшува (раскаявшиеся), цадиким гмурим (совершенные праведники) не стоят». Дело в том, что выражение цадиким гмурим не обязательно значит «праведники, которые никогда не грешили». Подтверждением служит сказанное в трактате Рош а-Шана: «Три книги раскрываются в день Рош а-Шана: одна — для цадиким гмурим,другая — длярэшаим гмурим (абсолютных злодеев), а третья книга — для средних».
Комментаторы объясняют, что рэшаим гмурим это люди, большинство поступков которых — зло. Цадиким гмурим — люди, большинство поступков которых — добро. Средние — половина на половину. Из этого высказывания следует, что сочетание цадиким гмурим вовсе не обозначает «праведники, которые не грешили». Поэтому здесь нет противоречия со словами Коэлета.
Ну а если они грешили, спросите Вы, то в чём же различие между ними и просто раскаявшимися? Цадиким гмурим означает «совершенные праведники» или, если совсем точно перевести слово гмурим, «завершенные». То есть те, кому удалость совершить работу по исправлению большинства своих дурных качеств в такой степени, что дурное начало оставило их, грех стал им ненавистен, а праведность стала их внутренней сутью. Этим они и отличаются от раскаявшихся, баалей тшува, которым удалось лишь подавить, подчинить разуму своё злое начало, но всё ещё не искоренить его абсолютно.
Рав Деслер объясняет: преимущество баалей тшува перед цадиким гмурим заключается в том, что при победе над ещё имеющим силу злым началом происходит гораздо большее раскрытие меры милосердия Творца чем там, где злого начала уже нет.
Наши учителя говорят, что цадик гамур может называться и тот, кто совершил исправление только в определённой сфере. Например, тот, кто воровал и перестал это делать (и вернул украденное), осознав греховность такого поведения, называется бааль тшува. Но тот, кто победил в себе стремление к воровству в такой степени, что ему это стало мерзко и ненавистно, называется цадик гамур — в этой области.
Рав Деслер сравнивает это с линией фронта. В той области, где мы ещё воюем, завоёвываем и пытаемся удержать рубежи, иногда наступаем, иногда отступаем, — мы называемся баалей тшува. Захваченная территория, ставшая тылом, перестаёт быть областью нашего испытания. Там мы цадиким гмурим. Более того, говорят, что у каждого из нас есть хотя бы одно качество, в котором мы являемся цадиким гмурим. Важно найти в себе это качество и реализовать его. Это даст нам огромные жизненные силы.
Но есть ещё одно объяснение, более близкое к Вашему пониманию. Оно приводится в книге Нефеш а-Хаим раби Хаима из Воложина, который, задаёт именно Ваш вопрос. Но прежде необходимо снова вспомнить о проблеме перевода и отметить: выражение «не погрешил бы» в приведённом Вами стихе из Коэлета в оригинале звучит вэ-ло йехэта. Это слово, корень которого — хэт-тэт-алеф, значение его — «совершать промах». То есть речь идёт о промахе, о ситуации, когда человек оступился. Пишет автор Нефеш а-Хаим: «…И так же — совершенный праведник, который ни разу не совершил действия, которое не являлось бы добром, не вел пустых разговоров. Тем не менее, почти невозможно, чтобы все праведные дела, которые он совершал на протяжении жизни, отличались бы абсолютным совершенством, чтобы не было хотя бы в одном из них какого-либо малого недостатка (тени стремления к выгоде, какого-либо стороннего намеренья, честолюбия). И это то, о чём сказано: “Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не оступился бы” …поскольку слово хэт означает “недостаток”».
Согласно этому объяснению, Коэлет говорит нам вовсе не о грехах. А об очень высоких духовных требованиях, предъявляемых к праведникам: они должны стремиться делать добро исключительно во имя Небес.
Всего хорошего, с уважением, Зеев Урман
Редакция Толдот
Рав Реувен Пятигорский
Рав Михаэль Солганик
Журнал «Мир Торы»
Ни Земля Израиля, ни язык, ни общие беды — ничто на свете не способно объединить евреев всего мира в единый народ, кроме Торы. Все остальное в еврейской истории проистекает из того, что сообщает еврею Тора, и без Торы сразу теряет очевидность. Еврей, который не живет по Торе, является евреем лишь потенциально.
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Журнал «Мир Торы»
Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Рав Зеев Урман
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Бенцион Зильбер
Где можно получить полную информацию о 36 тайных праведниках?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.