Темы: Иштадлут, Успех, Достаток, Тора и бизнес, Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, Уважаемый Раввин! Мне нужен Ваш совет. Меня зовут Игорь. Так сложилось, что мне уже 24 года. Я не могу найти ответ на вопрос: почему у меня никак не получится «взлететь» или уверенно набирать финансовую высоту? Два года я потратил на проект 1 и прогорел, начал снова заниматься проектом 2 — и ничего хорошего не вышло, потом начался 3-й проект — и получился убыток. Между проектами были «простые», «окладные» работы. Сейчас я разработал проект 4 — экономически рентабельная бизнес-модель, которая по плану может быть реализована на 100% капитала инвестора, но доля прибыли моя имеется в нем.
Спрашиваю Вас, т. к. не в состоянии разобраться с мыслями самостоятельно. Мне (как и каждому) хочется многого и сразу, но я подхожу к делу сверхответственно. Я молодой человек, всегда хотел и хочу иметь красный Ferrari F430, иметь частный дом и любимую жену-красавицу. У меня голова, руки, ноги на местах, не на что жаловаться. Обидно, что потрачено много времени на обретение горького опыта. Я до сих пор не определен с дорогой жизни, что мне сделать сначала, как поступить?
Здравствуйте, уважаемый Игорь,
Наши мудрецы говорят о том, что следует прилагать усилия для достижения благих целей как в материальной сфере, так и в духовной. Несмотря на то, что все в этом мире происходит лишь по воле Небес, нельзя полагаться на это и «сидеть, сложа руки» в ожидании того, что произойдёт определённое Свыше.
Тем не менее, мудрейший из людей, царь Шломо (Соломон) говорит[1] о природе происходящего в мире: «Не мудрецам достается хлеб, и не тем, кто понимает, — богатство». Всевышний установил духовные законы, а процессы в материальном мире — подчинены им. Поэтому, несмотря на то, что иногда результат зависит от наших личных усилий и стараний (так же подсказывает и простая логика), не всегда это так. Что говорят наши мудрецы о том, как действуют духовные законы, влияющие на материальный мир?
Вавилонский Талмуд[2] приводит такой диалог мудрецов:
— Что делать человеку, чтобы разбогатеть?
— Пусть займется коммерцией и ведет свои дела честно.
— А ведь многие так делали и не преуспели?
— Пусть просит милости у Того, Кому принадлежат все богатства, как об этом сказано в книге пророка Хагая[3]: «Мне принадлежат деньги…».
— Раз так, зачем же надо было сначала говорить о честном ведении дел?
— Чтобы довести до сведения, что одно без другого — невозможно!
Есть еще один «патент», который наши мудрецы рекомендуют для того, чтобы разбогатеть. Спрашивает мидраш Танхума[4]: Почему в Торе сказано асэр-таасэр (на первый взгляд кажущееся лишним повторение однокоренного слова, на русский язык обычно переводят как «отделяй десятину» — маасер)? Асэр — чтобы разбогатеть, таасэр — чтобы не потерять (приобретённое)[5].
Следует особо отметить: речь не идёт о том, как получить больше, чем человеку положено и отмерено Небесами в соответствии с его духовными заслугами. А о том, как достичь бОльших заслуг, которые и приведут его к лучшей доле. Мы знаем, что материальное благословение приходит к людям не вследствие природных законов, а вследствие заслуг[6] человека — например, большей веры в Творца.
Кроме того, деньги не должны быть самостоятельной целью еврея, а лишь средством — для достижения духовных целей и выполнения возложенных на него заповедей. Если намерение человека именно такое — он может надеяться, что Всевышний широко раскроет для него врата заработка.
Если говорить о советах «в рамках природы» — посоветовал бы Вам не начинать дело, в котором Вы не специалист. Гораздо мудрее — держаться вместе с тем, кто хорошо разбирается в интересующей Вас области и преуспевает. Через какое-то время, научившись у такого человека всем необходимым для успеха тонкостям, Вы, возможно, откроете собственное дело.
Ну, а если Вы заинтересованы не только в советах[7], но и в том, чтобы определиться с дорогой жизни — постараться разобраться, насколько это возможно, в том, как действуют духовные законы, влияющие на материальный мир, — рекомендую Вам проект «Талмуд он-лайн».
С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон
[1] Коэлет 9:11
[2] Трактат Нида 70 б
[3] 2:8
[4] Глава Ръэ, 18
[5] см. главу Ръэ, 14:22 с РАШИ.
[6] Возможны исключения, тогда, когда это необходимо для осуществления особого замысла Творца в мире. Подробнее об этом можно узнать, например, из лекций рава Ашера Кушнира о Провидении Творца: «Дерех Ашем» (от 29-го занятия и далее).
[7] См. также «Какие “патенты”, какие заповеди помогают достичь удачи в бизнесе?».
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Ашер Кушнир
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Гади Поллак
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Зеев Гершензон
В интернете на разных сайтах время различается на несколько минут...
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.