Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать с этрогом после Суккота?

Темы: Четыре вида растений, Суккот, Этрог, Праздники, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Подскажите, пожалуйста, что делать с этрогом после Суккота. Его, я думаю, нельзя выбрасывать? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Запрещено использовать четыре вида растений (этрог, лулав, адас и арава,в том числе и ошанот — арава, которую использовали в праздник Ошана Раба) для будничных целей и, тем более, обращаться с ними небрежно, пренебрежительно тогда, когда их используют для выполнения заповеди. А после праздника Суккот они уже не обладают святостью и разрешено использовать их в будничных целях.

Однако поскольку их использовали для выполнения заповеди, то даже после праздника запрещено обращаться с ними пренебрежительно. Поэтому нельзя просто выбросить их в мусор или на улицу там, где проходят люди (Рамо 21:1, Мишна Брура 21:1, 6). Строго по букве закона разрешено полностью завернуть их в непрозрачный пакет и выбросить в мусор, т.к. это не будет считаться пренебрежением (Пискей тшувот 21, прим. 41). Однако некоторые «устрожают» соблюдение закона и не выбрасывают их даже так.

Что касается этрога, в котором есть святость седьмого года, то необходимо подождать пока он начнет высыхать и не будет пригоден в пищу и только потом выбросить.

Существуют несколько обычаев использования четырёх видов растений после праздника. Они основаны на принципе: предмет, послуживший для выполнения одной заповеди, используют и для выполнения другой заповеди (Маариль, Мин-агим):

— некоторые оставляют их до Песаха и используют для разжигания костра, на котором сжигают хамец (Мишна Брура 445:7);

— некоторые используют их для выпечки мацы (Рамо 664:9);

— некоторые используют адас (мирт) как благовоние для авдалы (обряда отделения субботы от будней; нужно обратить внимание, что его аромат всё ещё сохраняется — Шулхан Арух 297:4, Мишна Брура 297:8);

— некоторые варят варенье из этрога или засахаривают его и едят на праздник Ту би-Шват (Каф а-Хаим 664:60);

— принято считать, что этрог, который использовали для выполнения заповеди, и блюда из него являются сгулой, облегчающей роды (Каф а-Хаим 664:60).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.