Темы: Заповеди, Туалетные вопросы, Ман, Пустыня, Рав Зеев Гершензон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемые раввины. Скажите, зачем нужна была лопатка евреям в пустыне? (О ней говорится в главе «Ки теце», Дварим 23:14, — что она нужна для засыпания испражнений). Ведь евреи того поколения питались маном (манной), который полностью усваивался? Юлия
Здравствуйте, уважаемая Юлия,
Ман, которым евреи питались в пустыне, упоминается в Торе (Шмот, 16:4) как «хлеб с Небес». Он описывается (там же, 16:15 и 16:31) как «нечто мелкое, без оболочки, как иней» и «как семя кориандровое, белый», а «вкус его — как у лепешки в меду». Ман выпадал шесть дней в неделю (в пятницу — двойная порция, чтобы хватило и на субботу) на протяжении сорока лет, до тех пор, пока евреи не вошли в Землю Израиля (там же, 16:35). Затем Всевышний прекратил посылать его на землю, дав нашему народу другие источники пропитания.
В Вавилонском Талмуде (трактат Йома 75 б) сказано, что ман — полностью усваивался организмом, не оставляя никаких отходов. Рабби Хаим из Воложина объясняет, что любая пища состоит из «хороших частей», полезных для организма, и из «плохих» — тех, что не усваиваются и должны быть из организма выведены. (Такое положение вещей сложилось с тех пор, как первый человек поел от плода Дерева познания добра и зла, что привело к смешению добра и зла, хорошего и дурного — как в самом человеке, так и во всем мире, подробнее см. тут). Ман же — Небесная пища — не содержал в себе ничего «плохого», ничего, что должно было быть выведено из организма.
С другой стороны, среди заповедей, данных еврейскому народу в пустыне, есть заповеди о чистоте и святости еврейского стана. В том числе — заповедь в Дварим 23:13: «…и место у тебя будет вне стана… и лопатка будет у тебя… и когда будешь садиться снаружи (испражняясь), то копай ею, а затем — покрой испражнение свое». Как видим, все-таки было что-то, что выводилось из организма? Ведь лопатка была нужна?! В этом, видимо, состоит Ваш вопрос.
Этот вопрос задает также Вавилонский Талмуд (трактат Йома 75 б). И отвечает, что евреи в пустыне — кроме мана — ели пищу, которую приобретали у торговцев из соседних народов. То есть некоторые питались и обычной пищей, которая не полностью усваивалась. Для этого нужна была заповедь о лопатке.
С уважением, Зеев Гершензон
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Авраам Коен
Ципора Харитан
Рав Зеев Гершензон
И о музыке в более узких аспектах?
Рав Яков Шуб
На каком языке?
Рав Зеев Гершензон
Победа возможна?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Манна Небесная
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Авраам Коен
Рав Яков Шуб
В современной уборной такая же ритуальная нечистота, как в уборной времен Талмуда?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.