Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему вокруг Ицхака такая концентрация смеха?

Темы: Смех, Ваера, Пророчество, Авраам, Сара, Ицхак, Радость, Значение слов в Торе, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Здравствуйте! Почему вокруг Ицхака такая большая концентрация смеха (Бр. 17:17, 18:12, 18:13, 18:15, 21:6) или насмехания (Бр. 21:9)? Да и само имя его — смех, направленный в будущее. Что говорят по этому поводу ХаЗаЛь? Спасибо, Л.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Л.,

Хазаль (то есть мудрецы Мишны и Талмуда) объясняют, что имя «Ицхак» — это своего рода гематрия. Буква йуд — это десять испытаний Авраама. Буква цадик — это возраст Сары на момент рождения Ицхака — 90 лет. Буква хес — это возраст, в котором Ицхаку сделали обрезание, 8 дней. Буква куф — это возраст Авраама на момент рождения Ицхака, 100 лет.

Рав Шимшон-Рефаэль Гирш объясняет, как именно имя «Ицхак» связано со смехом. Привожу его объяснение с некоторыми сокращениями. Корень Ц-Х-К не означает радость. Корни С-Х-К и Ц-Х-К обозначают ироничный, саркастический смех. Если смех обозначается словом цхок, это значит, что смеющийся осуждает или не понимает то, над чем смеётся. Авраам и Сара смеялись вовсе не от радости, когда им сообщили, что у них должен родиться сын. Если бы Сара смеялась от радости, зачем бы ей пришлось отрицать, что она смеялась? И почему Всевышний должен был укорять её за этот смех?

Корни Ц-А-К, З-А-К, Ш-А-Г, относящиеся к той же семье, что и корень Ц-Х-К, означают «кричать», в то время как корни С-Х-К и Ц-Х-К говорят о смехе. Что же связывает эти, казалось бы, противоположные действия — смех и крик?

Обе эти реакции вызваны тем, что человек оказывается лицом к лицу с неразрешимым противоречием. Если это противоречие не касается лично его, естественная реакция — это смех. Если же он сам попадает в неразрешимую ситуацию — он плачет, кричит…

Поэтому ЦХОК, смех был вызван чем-то парадоксальным, абсурдным. Действительно, нет большего абсурда, чем то, чего ожидал Авраам. Ему было уже сто лет, а Саре 90. После долгих лет совместной жизни у Авраама не было детей от Сары. Теперь, когда они уже явно приближаются к концу жизни, у них должен родиться ребёнок. Появление ребёнка у престарелой пары — событие маловероятное. И даже если сын действительно родится, он будет единственным ребёнком, и, скорее всего, в раннем возрасте останется сиротой. Не останется никого, кто сможет его воспитать. Тем не менее, от него должен произойти великий народ, идеи которого в будущем завоюют мир. Ангелы обещают Аврааму и Саре, что этот поздний, рано осиротевший ребёнок станет надеждой и будущим всего человечества. Но если события будут развиваться естественным образом, то надежды на этого ребёнка совершенно необоснованны, абсурдны.

Действительно, рассчитывать на будущее Ицхака — это полнейший абсурд. И даже Авраам, который уже выразил полную уверенность в том, что Вс-вышний выполнит все Свои обещания, не мог удержаться от смеха. Этот смех имеет огромное значение. Дальше Тора рассказывает нам про смех Сары, да и само имя обещанного ребёнка зафиксировало этот смех в нашем сознании на веки веков. И это не случайно.

Возникновение еврейского народа — это совершенно невероятное событие, нонсенс. Тому, кто воспринимает мир и его историю как последовательность событий, зависящих только от причинно-следственных связей, жизнь, история, стремления и амбиции еврейского народа покажутся раздутыми, лишенными всяких пропорций. Ведь еврейскую историю можно понять, только учитывая наличие Причины всех причин. Тот, кто верит в то, что историей управляет свободная воля Всемогущего Б-га, воля, которая не знает никаких границ и полностью контролирует всё, что происходит в мире, понимает, что к еврейской истории следует относиться в высшей степени серьёзно. Для того, кто считает, что миром управляют только законы природы, еврейская история — это бессмыслица.

Нашим предкам было совершенно необходимо с самого начала осознать, что наша история не подчиняется обычным законам. Их потомки обязаны всегда помнить об этом. Именно поэтому Вс-вышний ждал, пока праотец и праматерь нашего народа достигнут столь преклонного возраста. Именно поэтому Вс-вышний начал выполнять всё то, что Он обещал Аврааму, только после того, как надежда была полностью потеряна. Он хотел создать народ, само существование которого — постоянное напоминание о присутствии Вс-вышнего и Его вмешательстве в дела человечества. С самого начала и до самого конца существование и развитие этой нации противоречит всем законам истории. Тому, кто не верит в Б-га, еврейская история покажется совершенно невероятной с начала и до конца. Смех, который сопровождает евреев на протяжении всей их истории, свидетельствует об их высоком предназначении. Этот смех нам не мешает. Ведь мы уже знали о нём, когда находились у самых истоков своей истории.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.