Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда появилась литургия Слихот?

Темы: Раскаяние, Моше, Слихот, Еврейская молитва, Рав Берл Набутовский

Отложить Отложено

Когда появилась литургия Слихот? Интересно узнать об исторических предпосылках. На еврейских сайтах пишут одно и то же, копируя статьи друг у друга. Ведь в Торе нет прямого указания, как о Песах, например. Как и когда возникла эта литургия? Спасибо, Э.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемая Э.!

Не знаю, что пишут на еврейских сайтах, о которых Вы говорите. Надеюсь, что мне удастся донести до Вас полезную и интересную для Вас информацию. Мой ответ основывается на книге Рава Якова Вайнгартена Слихос а-Мефораш.

Перед тем, как начать изучение истории Слихот, мы должны понять из каких частей они состоят, т.к. разные части датируются разными эпохами и каждая имеет свою историю.

Перед Слихот читают молитву Ашрэй. Затем — Кадиш, потом произносят ряд псуким — стихи и отрывки из Торы, Пророков и Писаний, затем — слова молитвы. Затем — «тринадцать атрибутов милосердия». И, наконец, то, что собственно называется слиха — молитва, которая обычно касается какой-то определённой темы или события. Эти молитвы обычно зарифмованы и следуют определённому ритму, как поэмы. Первые буквы строф нередко образуют слова.

Теперь произнесение «тринадцати атрибутов» чередуется с произнесением слихот. После слихот произносится молитва о прощении (в конце которой открывают ковчег), за ней следует видуй (перечисление грехов). После этого произносят ещё несколько молитв о прощении, и в конце — Кадиш.

Ваше предположение о том, что в Торе нет упоминания слихот, не совсем верно. Самая важная, центральная часть слихот происходит непосредственно из Торы. В книге Шмос (32:11—14 и 34:1—10) сказано, как Моше просил Всевышнего простить еврейский народ за грех Золотого Тельца. Всевышний приказывает Моше вытесать каменные скрижали и с ними подняться на гору Синай. После того как Моше выполнил это повеление, Всевышний явился ему на горе Синай и научил произносить тринадцать атрибутов милосердия (см. там 34:6—7, Таргум Йоносон, Сфорно). Это и есть источник, из которого мы узнаём о том, что надо просить прощения за грехи. Тринадцать атрибутов, которые приводятся в Торе, — это и есть основа, на которой строится вся литургия Слихот.

Публичные молитвы о прощении практиковались уже во времена царя Давида (9 век до н.э.). Об этом говорится в книге мидрашей Тана дэ-Вэй Элийагу Зута (23). Всевышний говорит Давиду, что евреи должны просить Его о прощении теми словами, которые Он раскрыл Моше. Судя по всему, в то время ещё не было установлено определённое время для произнесения Слихот. Какие молитвы добавляли к «тринадцати атрибутам», тоже неизвестно.

Во времена последних пророков Эзры и Нехемьи (см. книгу Эзра 9:5—15) уже появились стандартизованные формы сочетания тринадцати атрибутов и других молитв о прощении. Речь идёт о времени возвращения из Вавилонского изгнания — в 4-ом веке до н.э. В эту эпоху члены Великого Собрания установили стандартную форму молитв, которой мы пользуемся и сегодня. Они же постановили произносить Слихот во время постов. Это постановление упоминается в Талмуде в трактате Мегила (30а).

В трактате Тайнис (15а) говорится о том, что во времена постов было также принято добавлять специальные благословления в молитву Амида и произносить молитвы о прощении. Об этом также идёт речь в комментарии на трактат Авода Зора (Тосафос там, 8а).

В Сидур Рава Амрама Гаона (вавилонский мудрец, 9-ый век н.э.) включены Слихот, которые состоят из молитвы Ашрэй, отрывков из ТаНаХа, молитв о прощении и, конечно же, тринадцати атрибутов. После этого произносят молитву Анэйну, которая упоминается в Талмуде в трактате Тайнис (15а), и видуй. В Сидуре Рава Амрама Гаона говорится также о существовании других молитв, которые называются Слихот.

Теперь мы знаем, что литургия Слихот, похожая на современную, существовала уже в великих йешивах Вавилона. Ведь Сидур Рава Амрама Гаона — это не что иное, как запись молитв, которые читали в этих йешивах в эпоху, когда они являлись мировым центром Торы. Но установленный порядок произнесения рифмованных Слихот, по дням, появился позже.

Слихот упоминаются также в книге Махзор Витри. Эта книга, написанная великим Раши и его учениками, содержит порядок молитв и их законы. Она относится к 11 в. н.э.

Большинство составителей рифмованных Слихот, дошедших до нас, жили во времена Рабейну Гершома, Раши и Баалей а-Тосафос — в 11—12 вв. н.э. Это были поэты Италии, Франции и Германии. Многие из них прославились своей мудростью. Их имена упоминаются в святых книгах периода ришойним (ранних комментаторов).

Порядок произнесения Слихот по дням установился примерно в 14 веке. На сегодняшний день существует несколько традиций произнесения Слихот. У ашкеназских евреев есть три основные традиции: литовская, польская и венгерская.

С уважением, Берл Набутовский

Слушайте: Слихот. Ашрей

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.