Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему обычаи надо соблюдать так же, как заповеди?

Темы: Обет, Яков Шуб, Община, Обычай

Отложить Отложено

Шалом, Рав Шуб! Почему должны соблюдать некоторые религиозные обычаи так же, как и заповеди? В каких источниках написано про обязательное соблюдение обычаев? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Мин-агим (обычаи) — краеугольный камень иудаизма, они скрупулезно соблюдаются еврейским народом из поколения в поколение. Некоторые обычаи соблюдаются всем еврейским народом, другие — только представителями определенных общин. Можно встретить и обычаи, которые соблюдаются только в определённом месте или даже в какой-то отдельной семье. Рассмотрим вкратце, какой статус имеют обычаи с точки зрения еврейского Закона.

Гмара (Нэдарим 15а, 81 б) обсуждает этот вопрос и приходит к заключению, что обычай имеет статус нэдера (обета). Как известно, при определенных условиях существует возможность освободиться от принятого обета, совершив процедуру атарат нэдарим («разрешение обетов»). Естественно спросить: если мы утверждаем, что обычай имеет статус простого обета, помогает ли атарат нэдарим освободить человека от соблюдения какого-либо обычая? Мнения ришоним (ранних комментаторов) по этому вопросу разделились. По мнению Рашба, обычай отличается от простого обета, поэтому его невозможно отменить с помощью атарат нэдарим. Рош же считает, что это возможно. Закон в данном случае следует второму мнению (Шулхан Арух, Рамо, Йорэ Дэа 214:1).

Но это правило распространяется не на все обычаи. Гемара (Псахим 50 б) сообщает: у жителей определенного места было принято не ездить в соседний город на ярмарку, т.к. базарный день там был в йом шиши (пятницу). Этот обычай был установлен для того, чтобы не отвлекаться от подготовки к субботе. Они пришли к Раби Йоханану с просьбой разрешить им поехать на ярмарку в пятницу. Основание для просьбы было такое: их праотцы могли позволить себе не ездить на ярмарку, поскольку были богатыми, а у них самих нет возможности так поступать. Раби Йоханан ответил, что им по-прежнему нельзя ездить на ярмарку в пятницу, поскольку такой обычай приняли на себя их предки, как сказано: «…и не отказывайся от учения матери твоей» (Мишлей 1:8).

Рамбан, один из самых авторитетных ранних комментаторов, объясняет: из данной Гмары следует, что обычай, принятый отцами, является обязательным для их потомков, даже если потомки не заявляли о том, что принимают на себя этот обычай. Таким образом, ясно, что обычай, который сохранялся несколько поколений, имеет более высокий статус, чем просто обет, поскольку здесь прибавляется еще один фактор — «и не отказывайся от учения матери твоей». Соответственно, он автоматически распространяется на последующие поколения, и его невозможно отменить с помощью процедуры атарат нэдарим, поскольку эта процедура актуальна только для поколения, в котором был установлен данный обычай (Маршдам, Йорэ Дэа 40, Маарик 144). Риваш (респонс 399) считает, что данное правило распространяется только на обычаи, которые были приняты какой-то общиной, но не распространяется на обычаи отдельного человека.

Многие обычаи имеют целью построить «ограду» для какого-либо закона Торы, например, обычай ашкеназим не есть китнийот в Песах. Другие обычаи установлены в память каких-то событий, например, множество обычаев связано с разрушением Храма. Существуют обычаи, происхождение которых нам точно не известно. Но даже такие обычаи евреи скрупулезно соблюдают из поколения в поколение, поскольку еврейский народ — «пророки, дети пророков» и все, что они делают, несёт в себе частицу святости (см. Гемара Псахим 66а).

Символично, что для определения данного закона Гемара использует стих из Мишлей (1:8) «…и не отказывайся от учения матери твоей». Действительно, законы обычно логичны, обоснованы и за их соблюдение больше ответствен отец (ведь именно на нём, в основном, лежит обязанность воспитания сына, как сказано вэ-шинантам ле-ванеха — «…и будете обучать им сыновей своих»). А обычаи, в отличие от законов, это своего рода «материнская Тора», которая больше основана на чувствах и предается через теплоту еврейского дома.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Почему необходимо учиться быть родителями?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.