Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сравнение не в пользу евреев?

Темы: Мудрость, Шломо, Неевреи, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Иной взгляд на народы мира? — «(11) Ибо от восхода солнца и до заката его велико имя Мое среди народов, и в каждом месте воскурено, и принесена (жертва) имени Моему, и дар чистый, ибо велико имя Мое среди народов, сказал Г-сподь Ц-ваот. (12) А вы оскверняете Его, думая: стол Г-спода — осквернен он, и плод, (что на) нем — пища презренная» (Малахи, Афтара к главе Толдот).

Как так можно упрекать евреев? Где это в каждом месте? Неевреи прославляли Всевышнего лучше евреев? Тем более в те времена, когда было идолопоклонство явное? Но это изрек пророк от имени Творца. Как это можно уложить в своем сознании? Пусть было бы сказано, что племена прославляют божеств своих лучше, чем евреи Творца миров, но сказано что племена приносят чистые приношения Творцу и прославлено Его Имя среди них.

Следующая цитата: «И мудрость Шеломо была больше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египта» (Мелахим). Почему надо говорить о Египте и сынах востока? Пусть написано будет, что мудрость больше, чем у сынов Исраэля. Разве мудрость Египта и Востока сильнее? Или Шломо был мудрее народов, но не мудрее еврейских мудрецов (но я слышал что мудрее и еврейских мудрецов)? Но сказано именно Египет и Восток. Почему? Если про магию и тому подобное, то достаточно сказать Египет (они, я слышал, были непревзойденные в этом), а что тогда за мудрость Востока? Почему не упомянуто что мудрее сынов Израиля?

N.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый N.,

Первый стих (из книги Малахи 1:11) Раши, Радак и Мецуда объясняют следующим образом: народы поклоняются идолам и звёздам, но при этом знают, что все они получили силу только от Вс-вышнего. Поэтому, поклоняясь им и принося им жертвы, они «подразумевают» поклонение Вс-вышнему. Конечно, это объяснение вызывает удивление, потому что такая форма служения тоже запрещена. Поэтому Раши предлагает другое объяснение, взятое из Талмуда (Менохос 110 б): «В каждом месте — каждое место, где сидят мудрецы Торы и изучают законы, связанные с жертвоприношениями в Храме. Каждое такое изучение принимается Мною как чистое жертвоприношение». Ещё одно объяснение, которое приводит Раши: чистосердечные молитвы евреев, которые живут среди народов, прославляют имя Вс-вышнего среди них.

Надо заметить, что есть места, где действительно сравнение еврейского народа с другими народами не в пользу евреев. Например, пророк Йона не хотел идти в город Нинве, потому что знал: живущие там неевреи быстро раскаются в своих поступках и жестоковыйные евреи на их фоне будут выглядеть не лучшим образом. Опасения пророка оказались вполне оправданными.

Второй стих (Книга Царей 1, 5:10) объясняется так: то, что Шломо был величайшим мудрецом Торы, не вызывает никаких сомнений. Вся книга Царей говорит об этом. Кроме того следующий стих (11) говорит: «И был он мудрее всех людей». Слово «людей», а в оригинале адам, говорит о том, что он был мудрейший из еврейских мудрецов. А тот стих, о котором Вы спрашиваете, говорит о том, что даже в тех отраслях мудрости, где евреи не всегда преуспевали, просто потому, что не занимались ими, Шломо ТОЖЕ превзошёл даже самых больших экспертов. Более конкретно: «сыны Востока» славились своими познаниями в астрологии, всевозможных гаданиях и, в частности, в гадании «на птицах». Египтяне славились познаниями в естественных науках, таких как биология и химия, а также были непревзойдёнными (до появления Шломо) колдунами. Шломо удалось опередить их всех в этих областях, о чём также говорит следующий Мидраш:

В чём же заключалась великая мудрость египтян? Вот, смотри! Когда захотел царь Шломо построить Храм, послал он фараону Нэхо письмо. И так сказал: «Пошли мне умельцев за плату, ибо хочу построить Храм». Что же сделал [фараон]? Он собрал всех звездочётов своих, стали они смотреть [на звёзды] и увидели людей, которым не суждено дожить до конца года. И послал их ему [царю Шломо]. Как только прибыли они к Шломо, увидел он пророческим видением своим, что умрут они в течение года. Дал он им похоронные саваны и отправил обратно в Египет. Написал фараону: «Если не хватало тебе саванов для похорон мёртвых, высылаю тебе. Можешь хоронить!» (Коэлес Раба 7:41).

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Не таковы ли и Вы, сыны Израилевы?..

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.