Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каким образом необходимо облачаться талитом?

Темы: Талит, Яков Шуб, Обычаи

Отложить Отложено

Шалом Алейхем!

1. Известно, что при облачении талитом сначала покрывают им голову, а 4 угла перебрасывают через левое плечо специальным «исмаиловым движением» (атифат ишмаэлим), после чего талит опускают на плечи, чтобы углы свисали по бокам. Что это за движение? И почему именно исмаиловое? Почему именно через левое плечо?

2. И что означают цвета полос на талите? Некоторые имеют черные полосы на белой ткани, а некоторые синие. Что означают эти цвета? И почему именно такие?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

1. Сказано в Торе (Дварим 22:13): «Кисти сделай себе на четырех углах одежды твоей, которой ты покрываешься».

Существует спор между ришойним (ранними комментаторами) о том, что означает слово «покрываешься». По мнению Баал а-Итур, достаточно просто: талит должен покрывать тело, как обычная одежда, которую носят люди — иногда покрывая голову, иногда не покрывая. Но изначально желательно, чтобы он покрывал голову.

Шулхан Орух (8:2) говорит, что алаха установлена в соответствии с этим мнением.

Однако Геойним утверждают, что необходимо полностью укутать голову и большую часть тела. Так носили свою одежду арабы (ишмаэлим), потому такой способ укутывания в талит получил название итуф ишмаэлим. И хотя сегодня арабы тоже не носят так свою одежду, достаточно того, что во времена мудрецов существовал такой способ (Респонсы Мааршам ч. 4:5). С давнего времени в подавляющем большинстве еврейских общин распространился обычай укутываться талитом, используя итуф ишмаэлим.

Аризаль (При Эц Хаим, Шаар Цицит 1) утверждает, что очень важно покрываться именно таким образом. Его мнение приводит Маген Авраам (8:2), с этим согласен и автор Мишны Бруры (8:4).

Поэтому изначально после произнесения благословения поступают следующим образом: покрывают голову талитом до уровня глаз или до уровня рта, затем собирают спереди все четыре края талита вместе и закидывают их назад, на левое плечо. И стоят так в течение времени, которое необходимо, чтобы пройти 4 амы (приблизительно два метра). При этом необходимо, чтобы большая часть тела оставалась покрытой. Затем возвращают талит в обычное положение, чтобы он покрывал голову так, чтобы был немного виден тфилин и два конца талита были спереди, а два сзади — чтобы человек был «окружен» заповедями.

Радваз (ч. 4:571) приводит слова Рава Саадьи Гаона, который объясняет обычай закидывать концы талита на левую сторону: это делается, чтобы побороть йецер а-ра (злое начало), которое в сердце, как сказано: «…и не будете следовать сердцу вашему…» (Бэмидбар 15:39).

2. Шулхан Орух (9:11) говорит, что кисти должны быть такого же цвета, как сам талит. Рамо добавляет, что обычай ашкеназим — делать кисти цицит белого цвета, даже если сам талит другого цвета. Сегодня обычай — делать и талит белого цвета. Автор Лэкет Йошар (стр.12) сообщает, что его учитель, автор Трумат а-Дэшен делал светло-голубую полосу на талите в память о цвете тхелет. Отсюда пошел ашкеназский обычай делать полосы на талите. Этот обычай приводят При Мегадим (Эшель Авраам 9:6) и Мишна Брура (9:16).

В наше время принято делать полосы черного цвета. Обычай сфарадим — чтобы талит оставался полностью белым, без полос.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Тхелет. В поисках утраченного

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.