Темы: Суббота, Нееврей, Рав Яков Шуб, Россия
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Как правильно поступать в шабат в России зимой, если дома только печное отопление? Можно ли подкладывать дрова в печь, затопленную с пятницы? Как поступали, когда не было электрокаминов и пр.?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Запрещено топить печь дровами в Шаббат, даже если огонь разожгли до Шаббата. Однако разрешено попросить нееврея, чтобы он растопил печь или включил какой-то другой обогревательный прибор, если в доме холодно.
Теперь объясним эти законы. Топить печь дровами в Шаббат является мав-ир (разжиганием огня), одной из 39 работ, которые запрещены в Шаббат Торой (Рамбам 12:1). Однако это вовсе не означает, что следует мерзнуть в Шаббат. Шулхан Орух (276:5) говорит, что в холодных странах разрешено просить нееврея в Шаббат развести костер для обогрева. Это разрешено, т.к. во время холода все как бы «приравниваются» к больным. Еврею нельзя совершать в Шаббат работы, запрещенные Торой, для больного, жизни которого не угрожает опасность. Однако разрешено просить нееврея выполнить эти работы для больного. Получается, что если к утру печь остыла и необходимо подкинуть дров, разрешено просить об этом нееврея. Именно так отапливали дома в Шаббат до того, как появились современные системы обогрева. Упоминается даже, что были специальные шаббас гои, с которыми заключали на всю зиму договор о том, чтобы они приходили и топили печь (Мишна Брура 276:45).
Разрешено просить нееврея не только топить печь, но и включать обогревательные приборы любого типа (электрические, газовые и т.п.). Поэтому, если забыли включить обогревательный прибор до Шаббата или в Шаббат вдруг похолодало, разрешено просить нееврея включить обогревательный прибор.
Температура, при которой разрешено просить нееврея включить отопление, устанавливается в зависимости от местных климатических условий. Очевидно, если стало так холодно, что обычно при такой температуре люди в Вашей местности включают отопление, чтобы не переохладиться и не простудиться (а не просто для того, чтобы в доме было приятно), то можно попросить нееврея включить отопление. Если в доме есть дети, то поскольку они более подвержены воздействию холода, попросить нееврея включить отопление можно и раньше. Подробнее об этом см. ответ «Могу ли я в субботу включать отопление?».
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Шаббат — Еврейская Суббота
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Ашер Кушнир
Мы находимся в положении ребенка, захваченного в плен неевреями?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.