Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нужна ли вера в иудаизме?

Темы: Рав Реувен Куклин, Вера и упование, Вера

Отложить Отложено

Шолом! Хочу спросить… Нужна ли вера в иудаизме? Если да, то в каких случаях? Поподробней, пожалуйста! Заранее благодарю! Яков-Хаим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Яков-Хаим,

Вера, несомненно, нужна в иудаизме. И она занимает одно из самых важных мест в иерархии ценностей иудаизма. В Танахе мы находим множество стихов, говорящих о значении веры. Вера в Творца была засчитана в заслугу даже самому Аврааму, как сказано (Бэрейшит 15, 6): «И поверил он Г-споду, и Он вменил ему это в праведность (заслугу)». А Хаваккук сказал (2, 4): «…праведник верой своей жив будет». Из этого стиха мудрецы делают вывод об огромном значении веры: «Пришел Хаваккук и поставил (все заповеди) на одну» (трактат Макот 24а).

Однако речь не идёт о вере в существование Самого Творца, ведь в это верить нет никакой необходимости. Существование Творца — явная реальность для каждого человека, рассуждающего здраво. Более того, Тора основывает наши «отношения» с Творцом не на слепой вере, а на знании. Подробнее об этом см. Почему в мире так много религий?. А также Как скептики могли поверить?!

Вера на иврите — эмуна. Более точный перевод этого слова — «доверие». Подробнее об этом см. Как правильно верить?. В этих стихах говорится об уповании на Творца, доверии Ему, вере, что все, что с нами происходит, — к лучшему.

Во всём, что с нами происходит, мы должны полагаться на Творца, быть уверенными, что Он управляет всем каждую секунду. Говорят мудрецы в трактате Сота (48 б): «Тот, у кого есть пища на сегодня, а он говорит: “Что буду есть завтра?”, считается человеком со слабой верой».

Сэдэр Зраим (раздел «Семена») мудрецы (трактат Шабат 31а) называют «верой». Иерусалимский Талмуд объясняет: этот сэдэр так называется потому, что, бросая в землю семена, человек показывает свою веру в Творца. Он полагается на Него, ожидая, что семена, в конце концов, вырастут, хотя, на первый взгляд, они поначалу гниют в земле. Отсюда ясно, что «верить» означает полагаться на Творца даже в самые сложные моменты жизни, когда кажется, что всё «разложилось» и пропала, казалась бы, всякая надежда. Сказано в книге Тэилим (92, 2—3): «Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и веру Твою — ночью». «Ночь» это аллегория тяжёлого периода в жизни человека. Именно в этот период необходима особенная вера в Творца.

Стих в книге Хаваккука (2, 4), который я привёл выше, говорит о великом значении веры, которая приравнивается ко всем заповедям вместе взятым. Маараль в книге Нэтивот Олам объясняет, что цель всех заповедей — приблизить человека к Творцу. Ничто не может так приблизить человека к Б-гу, как упование на Владыку мира, утверждает Маараль.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Вера и упование

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.