Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем отличается вечерний кидуш от утреннего?

Темы: Суббота, Кидуш, Яков Шуб, Обычай

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав! Скажите, пожалуйста, почему в субботу и праздники вечерний кидуш произносят стоя, а утренний сидя?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют три различных обычая, как делать вечерний кидуш. Некоторые стоят на протяжении всего кидуша, некоторые стоят в начале и садятся в середине, некоторые сидят на протяжении всего кидуша.

Рассмотрим каждый из этих обычаев. Шулхан Орух (271:10) пишет, что во время кидуша надо стоять. Мишна Брура объясняет (271:45), что первая часть кидуша «И завершено было сотворение неба и земли…» является свидетельством о сотворении неба и земли и, как любые свидетельские показания, произносить ее следует стоя. Затем продолжают стоять до конца кидуша. Существует мнение, что по Каббале также следует произносить весь кидуш стоя (Каф а-Хаим 271:62). Когда глава семьи произносит кидуш стоя, члены семьи и гости также должны стоять. Изначально во время кидуша все должны находиться у стола, возле тех мест, где собираются есть — чтобы хозяин дома мог выполнить заповедь кидуша также и «от их имени». После произнесения кидуша все садятся и выпивают вино. Этот обычай принят в сефардских и многих ашкеназских семьях.

Второй обычай: стоят в начале кидуша, поскольку это свидетельство о сотворении неба и земли, и садятся перед благословением на вино, т.к. это больше соответствует требованию устраивать кидуш там, где будет трапеза. Кроме того, когда хозяин дома произносит кидуш и «от имени» присутствующих, необходимо, чтобы все, кто присутствует за столом, намеревались есть вместе. А когда все вместе сидят за столом, ясно, что они собираются устроить общую трапезу (Рамо 271:10, МБ 271:45). Этот обычай принят во многих ашкеназских семьях.

Третий обычай: сидеть на протяжении всего кидуша. В этом случае полагаются на то, что ту часть, которая свидетельствует о сотворении неба и земли, уже произнесли стоя во время молитвы в синагоге. Поэтому, когда ее повторяют во время кидуша, нет необходимости снова вставать. Но все равно принято стоять, когда произносят первые четыре слова кидуша: «День шестой. И были завершены небо…». А потом садятся. На иврите начальные буквы этих слов составляют имя Вс-вышнего, поэтому принято стоять из уважения к Имени (Рамо 271:10, МБ 271:46). Этот обычай принят во многих ашкеназских семьях.

Утренний кидуш по всем мнениям делают сидя, т.к. в нем нет свидетельства (Шаарэй Тшува 289:1). Кроме того, это больше соответствует требованию устраивать кидуш там, где будет трапеза, и лучше выражает намерение присутствующих есть совместно, как было сказано выше.

С уважением, Яков Шуб

Слушайте: Кидуш в субботний вечер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.