Темы: Исправление качеств, Мусар, Моше Гекрайтер, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, недавно нашел в интернете душевное качество, называемое «иштавут» (беспристрастие), использовавшееся у немецких хасидов, а также в учении великого кабалиста 18 века Авраама Абулафии, как одно из основных и важных для достижения. В книгах по Мусару, прочитанных мной, основные из которых Месилат Йешарим, Орхот цадиким, это качество не особо выделяется и даже не называется прямо «иштавут».
Как приобрести это качество, нужно ли полное беспристрастие во всём или только в определённых рамках?
Уважаемый Михаэль,
О высшей степени проявления этого качества упоминается уже в книге Ховот а-Левавот («Обязанности сердец») мудреца раннего средневековья Рабейну Бахьей — в 5-ой главе раздела «Цельность поступка». В этой главе речь идёт о том, что настоящее и полное служение Творцу — это лишь с целью выполнить Его волю, без стремления добиться благосклонности людей.
Там приводится рассказ о праведнике, достигшем уровня «хасида». Он спросил своего товарища: «Достиг ли ты ступени, когда в твоих глазах всё равноценно?». Тот переспросил: «Что ты имеешь в виду?». Ответил хасид: «Равноценно ли в твоих глазах, когда тебя восхваляют и когда тебя позорят?». Ответил ему товарищ: «Нет». Сказал хасид: «В таком случае ты ещё не достиг ступени, достойной хасида. Постарайся и, может быть, удостоишься подняться на эту ступень — высшую в праведности и вершину чистых стремлений».
На уровне нашего простого понимания: служение Творцу должно совершаться только ради выполнения Его воли и никак не зависеть от любой другой причины.
Приведём выдержку из беседы рава Дона Сегала.
Мудрецы учат: всякий раз, когда евреи несут наказание за любой грех, они несут наказание также и за грех золотого тельца, т.к. это — корень всех прочих грехов. В чём же особенность греха золотого тельца? В том, что в своём служении Творцу евреи не были независимы, они зависели от кого-то — хотя этим «кем-то» и был сам Моше-рабейну, величайший праведник поколения. Последствия были ужасны: как только евреи остались без руководителя, без своего учителя Моше-рабейну, они низко пали, создав тельца.
Каждый раз, когда еврей падает, причиной является его зависимость — от каких-либо условий, обстоятельств и т.д. — от чего-то, помимо того, что действительно является обязывающим: от воли Творца.
Это и есть проявление беспристрастия: настоящий слуга Творца выполняет то, что должен, вопреки отсутствию сил, желания, денег, вопреки погоде и прочим условиям. Иными словами, он не изменяет своё служение в зависимости от окружающей среды, он беспристрастен. Настоящей и единственной страстью для него всегда является только воля Творца.
Приведём в качестве примера рассказ о рабби Йехезкеле Левинштейне, благословенна память праведника. Это было в годы Катастрофы, когда йешива «Мир» чудом спаслась, оказавшись в Шанхае. Летом бывали такие жаркие дни, что ученикам и преподавателям йешивы приходилось выходить на побережье — просто чтобы легче было дышать. В стенах йешивы оставаться было невозможно, и понятно, насколько трудно было сосредоточиться на учёбе. Ученики рассказывали, что машгиах — рабби Йехезкель — целыми днями сидел напротив маленького вентилятора за стендером и учился. Его работа слуги Творца не зависела ни от каких обстоятельств. Для него все обстоятельства были равноценны.
Да будет Воля Творца, чтобы наше поведение приближалось к цельности, чтобы мы были беспристрастны в искреннем стремлении выполнить Волю Творца.
С уважением, Моше Гекрайтер.
Читайте: «Путь Творца» (Дерех Ашем)
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Редакция Толдот
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Толдот Йешурун
Руководитель ешивы Толдот Йешурун и крупнейшего русскоязычного гмаха.
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Хана Лернер
Рав Моше Гекрайтер
Или лучше потратить десятину на строительство синагоги?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.