Темы: Рав Реувен Куклин, Суббота, Зажигание свечей, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! После зажигания субботних свечей мы произносим благословение: «БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ СУББОТНИЕ СВЕЧИ!».У меня неожиданно возник вопрос: а где в ТаНаХе есть такое повеление? Александр, Егупец, Украина
Уважаемый Александр,
Вы задаёте верный вопрос. Действительно, заповедь о зажигании субботних свечей нигде в Танахе не упоминается. Это заповедь мудрецов (мицвами-дэ-рабанан). Однако, несмотря на то, что эта заповедь не из Торы, на неё произносят благословение «ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ…».
И тут, конечно, у каждого вдумчивого человека возникает вопрос: как мы говорим Творцу «ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ СУББОТНИЕ СВЕЧИ», если в Торе нет такого повеления?
Этот вопрос Талмуд задаёт о зажигании ханукальных свечей (трактат Шаббат 23а). Зажигая их, мы произносим благословение «ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ ХАННУЛАЬНЫЕ СВЕЧИ». «Где (Творец) заповедал нам зажигать (их)?» — удивляются мудрецы Талмуда. Ведь это не заповедь Торы, а заповедь мудрецов в память о ханукальном чуде.
Отвечая на этот вопрос, Талмуд приводит следующий стих Торы (Дварим 17, 11): «По закону, которому научат они тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево». В этом стихе предписывает нам Тора слушаться голоса мудрецов и выполнять все их заповеди.
Поскольку Творец заповедал нам слушаться мудрецов, выполняя ту или иную заповедь ми-дэ-рабанан (заповедь мудрецов), мы произносим «ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕШИЙ НАМ» — ведь, выполняя эту заповедь, мы выполняем заповедь Торы («не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе»).
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Яков Шуб
Почему мудрецы запретили мыться в субботу горячей водой?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.