Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Моше нельзя, а им можно?

Темы: Злое начало, Рав Реувен Куклин, Моше, Брит мила, Опасность, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Шалом : — )В книге «Йеошуа» говорится, что поколение, выросшее в пустыне, было необрезанным. И лишь перед входом в Землю Обетованную евреи выполнили мицву. У меня возник вопрос: почему поколение, выросшее в пустыне, не выполнило обет, несмотря на то, что было свидетелем Великих Чудес? Можно было бы ответить на этот вопрос, мол в пути есть трудности и это связано с угрозой для здоровья и жизни. Но ведь Моше-Рабейну чуть было не погиб лишь из-за того, что промедлил с этой мицвой. Он тоже находился в пути, но над ним не было Облака Славы и он не получал манну небесную.Ещё один вопрос по той же книге:5 раз повторяется фраза «хазак вэ-эмац». Что стоит за этой фразой? Почему она именно так сформулирована? С уважением, Ю.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Ю.,

Мудрецы Талмуда (трактат Йевамот 72а) говорят, что в пустыне были неподходящие для обрезания погодные условия. Из-за этого евреям, шедшим по пустыне, делать обрезание было опасно для жизни. Закон гласит (Талмуд, трактат Йома 82а; Шулхан Арух, Йорэ Деа 157:1): если исполнение какой-то заповеди опасно для жизни, эту заповедь исполнять нельзя.

А в той ситуации, в которой находился Моше, сделать обрезание сыну не было опасно — ни для Моше, ни для сына. Поэтому Б-г хотел его сурово наказать за неисполнение этой заповеди.

Что же касается фразы хазак вэ-эмац, которая упоминается несколько раз в наставлении, которое Всевышний даёт Йегошуа, её перевод на русский — «будь сильным и мужественным». Человеку, который идет на войну, требуются два основных качества — сила, чтобы с силой ударить по врагу, и мужество, чтобы устоять в войне и не сломаться. Максимально развить эти качества Всевышний приказывает Йегошуа, которому предстоит война.

Несмотря на то, что, несомненно, этот стих говорит и о физических силе и мужестве, которые потребуются от Йегошуа в войне с народами, жившими в то время в Кнаане, основной смысл стиха — требование силы и мужества в войне с йецер а-ра (дурным началом). Ведь главная сила евреев в войне с врагами — не новейшее оружие и не физическая мощь, а помощь Творца. Как говорит царь Давид (Тэилим 20, 8): «Эти (полагаются) на колесницы, а те — на коней, а мы (еврейский народ) имя Г-спода Б-га нашего вспомним». Если евреи победят свой йецер а-ра, который мешает приблизиться к Творцу, они удостоятся помощи Б-га и разобьют всех врагов. Поэтому Всевышний приказывает Йегошуа быть сильным и мужественным в исполнении заповедей и изучении Торы именно в момент входа евреев в землю Кнаан.

Эти два качества необходимы и каждому человеку в его войне с йецер а-ра.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Книга Йеошуа

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.