Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Знают ли мёртвые, что происходит с живыми?

Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Траур, Смерть

Отложить Отложено

На днях у меня произошло несчастье — умер мой отец.

Помимо естественных для такой ситуации чувств (с которыми я, слава Б-гу, достаточно успешно справляюсь) у меня возникают определённые вопросы относительно еврейского взгляда на бессмертие души.

Итак:

— Какова цель существующих законов, связанных с похоронами и трауром?

Если эти законы направлены на то, чтобы облегчить состояние скорбящих, то неужели неделя, проводимая в состоянии, похожем на домашний арест, или воздержание от слушания музыки в течение года способствуют этому облегчению?

Если же всё это направлено на благо души умершего, то неужели ему не всё равно, в каком виде и даже на каком кладбище похоронено его тело, зажжена ли поминальная свеча, и произносится ли по нём кадиш?

— Те, кто приходит исполнить мицву утешения скорбящих, часто выражают соболезнование в связи с потерей.

Но уместно ли здесь понятие потери близкого родственника?

Да, мы потеряли возможность видеться и общаться с ним, прикасаться к нему и т.д.

Но если мы верим не только в бессмертие души, но также и в то, что умерший, оказавшись в духовном мире, гораздо больше способен хлопотать перед Всевышним за наши интересы, разве это можно уместно называть потерей родственника?

Разве мой отец не остаётся моим отцом даже после того, как его душа отделилась от тела?

— (Я понимаю, что из первых рук на этот вопрос ответить невозможно, но всё-таки хотелось бы знать, что еврейская традиция говорит по этому поводу).

Осведомлены ли умершие о том, что происходит с их близкими в мире живых?

К сожалению, мой папа не дожил до моей женитьбы.

Но могу ли я рассчитывать, что когда я всё-таки женюсь и у меня появятся дети, мой папа будет об этом знать и сможет, находясь в мире истины, порадоваться за меня?

Аркадий, Нью-Йорк

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Аркадий!

Прежде всего, позвольте выразить Вам свои соболезнования. Добавлю то, что принято говорить при утешении скорбящих: А-Маком йенахэм этхэм бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим вэ-лё-тосифу лэ-даава од — Всевышний утешит вас вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима, и не будете больше скорбеть.

Ваши многочисленные вопросы можно свести к трём основным:

1. Какова главная цель выполнения законов траура — благо души покойного или благо скорбящего?

2. Почему смерть близкого человека считается потерей, ведь его душа вечна?

3. Знают ли мёртвые, что происходит с живыми?

Постараюсь ответить по порядку:

1. Основная цель заповедей, связанных с трауром — оказание уважения умершему. Конечно же, умершему важно всё, что живые делают в память о нём. Ему также очень важно, где он похоронен. И чтение Кадиша очень важно для души покойного. Однако даже если бы покойному было безразлично, мы должны выразить ему своё уважение, поскольку уважение к другому человеку очень важно для духовного развития каждого из нас. Каждому человеку надо научиться уважать других людей, а не пренебрегать ими.

2. Потеря близкого человека для нас, прежде всего, состоит в том, что его сейчас нет с нами, с ним невозможно контактировать, нет возможности его видеть и слышать, разговаривать с ним.

3. В Талмуде (трактат Брахот, 18а) подробно разбирается вопрос, знают ли мёртвые, что происходит с живыми. Заключение Талмуда: мёртвые знают об этом.

Относительно Вашего вопроса: «Могу ли я рассчитывать, что когда я всё-таки женюсь, и у меня появятся дети, мой папа будет об этом знать и сможет, находясь в мире истины, порадоваться за меня?». Приведу цитату из книги Зоар, в которой содержится ответ на Ваш вопрос (Пинхас, 219—220):

«Когда человек посвящает Всевышнего в свою радость, Всевышний приходит в Ган-Эдэн и берёт оттуда его отца и мать, которые участвовали вместе с Ним (в создании этого человека), и приводит их туда, где празднуют эту радость. И все они находятся там, а люди не знают. Но когда человек в горе, с ним находится только Всевышний, а его отцу и матери не сообщает Он [о горе]». Во многих общинах даже существует следующий обычай: если кто-то из родителей жениха или невесты не в живых, их сын или дочь идут в день накануне женитьбы на кладбище, чтобы пригласить покойного родителя на свадьбу.

Хочу добавить, что на нашем сайте есть много материалов о трауре. В этих статьях Вы сможете найти ответы на различные вопросы по этой теме.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Тора и психология. Преодоление страха смерти

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.