Темы: Пятикнижие, Рав Реувен Куклин, Мидраш, Раши, Тора с комментарием Раши
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныРабби Ицхок, которого Раши упоминает в самом начале своего Комментария, — это не Отец Раши? В.
Уважаемый В.,
Раши в начале своего комментария к Пятикнижию пишет:
Сказал рабби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со (стиха) Этот месяц для вас —глава месяцев [Шмот 12, 2], что является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с Бэрейшит (с сотворения мира)? Потому что силу дел Своих явил Он народу своему, чтобы дать им владение племён [Тэилим 111, 6]. Ведь если народы мира скажут Израилю: “Разбойники вы, захватившие земли семи племён”, то (сыны Израиля) скажут им: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил её и дал её тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал её им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал её нам”» (перевод Ф. Гурфинкель).
Источник этого комментария — мидраш в Бэрейшит Рабба (1, 2). Но там эти слова приводятся от имени рабби Йеошуа из Сихнина, а не от имени рабби Ицхака. Автор книги Диврэй Давид пишет, что прочел в одной старой рукописи: рабби Ицхак, которого упоминает Раши, — это отец Раши. Его отец не был выдающимся знатоком Торы, а Раши хотел почтить отца, упомянув в начале своего труда. Он попросил отца задать какой-нибудь вопрос (кушию) на первый пасук Торы и записать его от своего имени. Отец задал этот вопрос — почему Тора начинается с Бэрейшит? Тогда Раши привёл этот вопрос от имени отца (рабби Ицхака), а ответ на вопрос взял из Мидраша.
Таким образом, по мнению этой рукописи, рабби Ицхак, упомянутый в начале комментария Раши, — действительно его отец.
Однако комментаторы считают, что это вряд ли верно, по двум причинам:
Автор Сэдэр а-Дорот (статья «Раши») также полагает, что рабби Ицхак, которого упоминает Раши, не является его отцом. Тем не менее, сказано там, что, приводя слова рабби Ицхака, Раши желал почтить своего отца. Ведь обычно Раши в его комментарии на Пятикнижие приводит вопросы и ответы на них без упоминания имён, однако он начал свой комментарий со слов «сказал рабби Ицхак», чтобы почтить своего отца, имя которого было Ицхак.
В любом случае, из приведённых выше источников следует, что рабби Ицхак, упомянутый в начале комментария Раши, не был его отцом.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Раши
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Бенцион Зильбер
Какой комментарий - классический?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.