Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Загадочный рабби Ицхак

Темы: Пятикнижие, Рав Реувен Куклин, Мидраш, Раши, Тора с комментарием Раши

Отложить Отложено

Рабби Ицхок, которого Раши упоминает в самом начале своего Комментария, — это не Отец Раши? В.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый В.,

Раши в начале своего комментария к Пятикнижию пишет:

Сказал рабби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со (стиха) Этот месяц для вас —глава месяцев [Шмот 12, 2], что является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с Бэрейшит (с сотворения мира)? Потому что силу дел Своих явил Он народу своему, чтобы дать им владение племён [Тэилим 111, 6]. Ведь если народы мира скажут Израилю: “Разбойники вы, захватившие земли семи племён”, то (сыны Израиля) скажут им: “Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил её и дал её тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал её им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал её нам”» (перевод Ф. Гурфинкель).

Источник этого комментария — мидраш в Бэрейшит Рабба (1, 2). Но там эти слова приводятся от имени рабби Йеошуа из Сихнина, а не от имени рабби Ицхака. Автор книги Диврэй Давид пишет, что прочел в одной старой рукописи: рабби Ицхак, которого упоминает Раши, — это отец Раши. Его отец не был выдающимся знатоком Торы, а Раши хотел почтить отца, упомянув в начале своего труда. Он попросил отца задать какой-нибудь вопрос (кушию) на первый пасук Торы и записать его от своего имени. Отец задал этот вопрос — почему Тора начинается с Бэрейшит? Тогда Раши привёл этот вопрос от имени отца (рабби Ицхака), а ответ на вопрос взял из Мидраша.

Таким образом, по мнению этой рукописи, рабби Ицхак, упомянутый в начале комментария Раши, — действительно его отец.

Однако комментаторы считают, что это вряд ли верно, по двум причинам:

  1. В Мидраше Танхума Йашан (11) эти слова приводятся от имени таны (один из мудрецов, живших во времена мишны) рабби Ицхака. От имени рабби Ицхака приводятся они и в Мидраше Ялкут Шимони (Шмот 187). Вероятно предположить, что Раши имеет в виду именно этого рабби Ицхака.
  1. В трактате Авода Зара (75а) Раши приводит два объяснения слов гемары: одно от имени своего отца, другое — от имени своего учителя, и пишет, что объяснение отца представляется ему более точным. Отсюда следует, что отец Раши был талмид-хахамом — знатоком Торы (вопреки утверждению автора рукописи, что отец Раши не был знатоком Торы).

Автор Сэдэр а-Дорот (статья «Раши») также полагает, что рабби Ицхак, которого упоминает Раши, не является его отцом. Тем не менее, сказано там, что, приводя слова рабби Ицхака, Раши желал почтить своего отца. Ведь обычно Раши в его комментарии на Пятикнижие приводит вопросы и ответы на них без упоминания имён, однако он начал свой комментарий со слов «сказал рабби Ицхак», чтобы почтить своего отца, имя которого было Ицхак.

В любом случае, из приведённых выше источников следует, что рабби Ицхак, упомянутый в начале комментария Раши, не был его отцом.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Раши

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.