Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Женщины легкомысленны?

Темы: Предназначение, Рав Реувен Куклин, Талмуд, Психология, Женщина, Сознание

Отложить Отложено

Уважаемый раввин! Вы писали (Плохо быть женщиной?), что женщины — создания более совершенные, чем мужчины. Однако я слышала, что в Талмуде сказано, что женщины легкомысленны. Не противоречит ли это Вашим словам? С уважением, Ривка, Иерусалим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Ривка!

Моё утверждение о том, что женщины — создания более совершенные, взято из Талмуда (Брахот 17а), поэтому, если видеть здесь противоречие, то противоречие это «внутри Талмуда». Однако если глубже изучить содержание этих высказываний, можно увидеть, что никакого противоречия между ними нет.

«Легкомыслие» женщин, о котором говорится в Талмуде, не только не считается недостатком, но и является преимуществом. Дело в том, что выражение «женщины легкомысленны» на иврите звучит как даатан кала, т.е. их сознание — даат — лёгкое. Само слово даат — сознание — обозначает на иврите ещё и «присоединение», как сказано (Берешит 4 17): «И познал (ваеда) Каин свою жену», «И познал (ваеда) еще Адам свою жену».

Чтобы лучше понять, как это свойство может быть преимуществом, приведём следующий пример.

Как-то муж, видя, насколько его жена обременена работой по дому, решил помочь своей верной помощнице. Он сказал ей: «Дорогая, в течение двух часов я готов выполнять любую работу, которую ты мне поручишь». «С удовольствием приму твою помощь, — ответила жена. — Прежде всего, отвари, пожалуйста, картошку». Муж — человек образованный, знает: для того, чтобы отварить картошку, её надо сначала почистить. Любезный муж подготавливает для себя рабочее место, садится и начинает чистить картошку. Не успел почистить и трёх картофелин, как слышит крики жены: «Ты что, не видишь — младенцу надо поменять памперс!». Поменяв памперс, муж решает снова вернуться к своей работе (варка картофеля). Но не тут-то было. Он снова слышит крики жены: «Ты что, не слышишь, телефон звонит?». «Да, — поднимая трубку, говорит муж. — Вы хотите зайти к нам в гости? Мы будем очень рады вас видеть». Закончив телефонный разговор, муж снова хочет вернуться к своей работе. Но не тут-то было. «Если гости приходят, какая картошка? Надо пол помыть!» Обессиленный муж падает в кресло и говорит жене: «Дорогая! Мои силы закончились!».

Что же произошло?

Неужели, действительно, мужчина слабее женщины, которая целый день может проработать в таком режиме?

Ответ на этот вопрос дают мудрецы, утверждая, что у женщины есть определённое преимущество перед мужчиной в том, что её сознание — даат — лёгкое. Для неё не обязательно полностью погружаться в ту деятельность, которой она занимается. Она может с лёгкостью переключаться с одного дела на другое.

Из этого вытекают и другие преимущества женщин. Например, Талмуд в трактате Брахот (10 б) утверждает, что женщины разбираются в людях (гостях) гораздо лучше, чем мужчины. Это связано с тем, что понять человека можно, обратив внимание на различные детали и частности его поведения. Мужчина, «погружаясь» в личность самого человека, не может с легкостью обратить внимание на различные, на первый взгляд, несущественные детали. Для того чтобы хорошо понять, что за человек пришёл к нам, необходимо преимущество женщины — лёгкое сознание.

Ещё одно преимущество женщин: их понимание (бина) лучше, чем у мужчины, как сказано в Талмуде (Нида 25 б). Это связано со способностью замечать различные детали, осознавать их значение и, таким образом, схватывать суть вещи.

Ещё говорят мудрецы (трактат Сангедрин 26а), что женщины переносят перемену мест легче, чем мужчины. Это также, несомненно, связано с тем, что у них «лёгкое сознание».

В трактате Йевамот (63а) рассказывается о том, как рабби Йосей встретил пророка Элиягу и спросил его: «Написано в Торе (Бэрейшит 2, 18: “Сказал Г-сподь Б-г: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему”. Чем жена помогает мужу?». Ответил ему Элиягу: «Человек приносит с поля пшеничные колосья, а разве колосья он ест? Приносит лён, а разве лён он надевает? Получается, жена помогает его глазам видеть и ставит его на ноги».

Объясняет Виленский гаон: слова Элиягу означают, что Всевышний создал женщину «для красоты», как сказано в Талмуде (Ктубот 59 б): «Женщина — (создана) исключительно для красоты». Мужчина приносит в дом лишь «сырьё», а женщина создаёт из него «готовое изделие», доводит это «сырьё» до совершенства, выявляет его красоту.

Поскольку красота и совершенство тесно связаны, можно сказать, что «функция» женщины — привести мир к совершенству (см. статью Плохо быть женщиной? , которую Вы процитировали). Ради достижения этой цели Всевышний наделил женщину особым свойством — «лёгким сознанием», чтобы она могла охватить все детали и объединить их в целое.

Таким образом, два высказывания Талмуда не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.