Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему за подарок надо страдать?

Темы: Страдания, Рав Реувен Куклин, Земля Израиля, Радость

Отложить Отложено

Почему мы не можем спокойно вернуться на свою Землю? Почему постоянные войны? Мы видим, что различные народы спокойно сидят себе в своих странах, и ничего им не мешает. А ведь Земля Израиля — это нам подарок от Всевышнего.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый …,

Действительно, Земля Израиля — это нам добрый дар от Творца. Но именно то, что это дар Творца, и является причиной того, что нам так тяжело вернуться на свою Землю. Это кажется очень странным, видится противоречием, однако так сказали мудрецы (Талмуд, Брахот 5а): «Три добрых дара дал Всевышний евреям — Тору, Эрец-Исраэль и будущий мир, и всё это Он дал нам только через страдания».

Почему это так? Человек по-настоящему рад только тому, к чему он приложил усилия, над чем долго работал. Любому приобретению, которое досталось с лёгкостью, человек не рад по-настоящему, поскольку истинно не связан с ним. Царь Шломо (Соломон) сказал в книге «Мишлей» (14, 10): «Сердце знает горечь человека, и в радость его не вмешается чужой».

Чтобы объяснить этот стих, Виленский гаон приводит следующий мидраш: «В будущем предстанут все человеческие органы перед Всевышним и спросят: “Почему сердце радуется больше нас всех?” И Творец ответит: “А когда у человека было горе, кто мучился? Разве не сердце? Оно мучилось, оно и радуется”».

Об этом и говорит стих в Мишлей: «Сердце знает горечь человека…» — сердце болит от горя, поэтому «в радость его не вмешается чужой», только оно будет радоваться. Поскольку сердце «переживает», оно становится неотделимой частью человека, частью его души. И поэтому оно действительно может радоваться, когда к человеку приходит радость, — в отличие от прочих органов. Поэтому сказано в стихе «не вмешается чужой» — все органы, кроме сердца, считаются чужими душе человека, поскольку они не мучались вместе с ней.

Сказанное помогает нам понять слова мудрецов (Талмуд, Таанит 30 б): «Тот, кто скорбит об Иерусалиме, удостоится увидеть его в радости». Тот, кто скорбит о разрушении Иерусалима, по-настоящему связан с Иерусалимом, и поэтому только он сможет радоваться, когда Иерусалим будет отстроен.

Это объясняет, почему именно добрые дары, данные нам Всевышним, приобретаются через страдания.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.