Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое интуиция в иудаизме?

Темы: Подсознание, Рав Реувен Куклин, Душа

Отложить Отложено

Уважаемый Раввин! Что такое интуиция в еврействе? С уважением, N.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая N.!

Интуиция это способность человека понять что-либо, не задумываясь об этом. Обычно источник такого понимания находится в подсознании. Мы должны знать: всё, что мы видим, слушаем, читаем, невольно влияет на наше подсознание. Наш мозг использует ту разнообразную информацию, которую мы в него загрузили, чтобы выработать «интуитивный» взгляд на различные вещи. Отсюда ясно, насколько важно обращать внимание на то, что мы видим, читаем, слушаем в течение дня.

И именно в тех вещах, которые в подсознании, — основная сила йецер а-ра — «дурного стремления». Как сказал Всевышний змею, который и был йецер а-ра (Бэрейшит 3, 15): «…оно (потомство Хавы) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту», т.е. сила человека победить дурное стремление находится в голове: обдумав свои поступки, человек может изменить их. А сила дурного стремления, йецер ара — в том, что он жалит в пяту. Пята в данном случае «намекает» на подсознание человека.

Почему? С одной стороны, пятка — наименее чувствительное место во всём теле человека; и когда человек идёт, он не думает о том, куда поставить пятку, а только о том, куда пальцы ноги. С другой стороны, пятка держит на себе всего человека. Так же и подсознание — интуиция основана на всём, мимо чего мы «прошли», не обратив внимания: на что бросили взгляд, услышали краем уха, прочли без внимания и т.д., однако именно интуиция «держит» всего человека.

Особое преимущество нашего праотца Яакова было именно в том, что он умел «держать пяту (акев)» (см. Бэрейшит 25, 26), т.е. управлять подсознанием. Поэтому ему было дано имя Яаков — от акев («пята»).

Однако иногда источник интуиции бывает духовным, наш дух чувствует то, что сами мы почувствовать не можем. Приведу пример из книги рава Ицхака Зильбера зацал «Чтобы ты остался евреем»:

С четырнадцати лет я начал работать. По закону подросткам полагался сокращённый — шести-, а не восьмичасовой рабочий день. Я нашёл место, где меня согласны были принять с тем, чтобы я в субботу не работал. За это я обязался работать не с восьми до двух, как следовало бы, но с восьми утра до восьми вечера — по двенадцать часов в день, шестьдесят часов в неделю вместо тридцати шести. В полседьмого утра я старался уже быть в синагоге, молился, потом учил Гемару, потом отправлялся на работу. Я чинил примусы, керосинки, патефоны, велосипеды. Дело я осваивал старательно и стал рабочим что надо: я слесарь шестого разряда, прошу не шутить!

Из тех времён мне помнится один странный случай. Три дня не выходил я на работу: Рош а-Шана пришёлся на четверг и пятницу, а потом наступила суббота. В воскресенье (мы по воскресеньям работали) только собрался идти, мама говорит:

– Не пущу.

Обыкновенно она меня поторапливала, а тут…

– Почему, мама?

– Сердце чувствует: не надо сегодня ходить.

Я разволновался:

– Я три дня пропустил. И так всё время грозятся уволить!

Но мама настояла на своём. Я остался дома. И избежал большой беды. А, может, и гибели.

В тот день в мастерской случился пожар. Сгорело всё: здание, оборудование, принесённые в ремонт вещи. А я начальника боялся пуще огня: боялся потерять работу. Пошли он меня в горящий дом — я бы не посмел отказаться…

Поэтому сказали мудрецы (трактат Мегила 3а), что если человек внезапно чувствует страх, ему следует прочесть молитву Шма Исраэль: хотя сам он не видит причины этого страха, его созвездие (т.е., его душа) видит.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Информация, получаемая человеком от своей души

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.