Темы: Реувен Куклин, Сотворение мира, Жизнь, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, пожалуйста: в Торе есть такое понятие как древо жизни. Я бы хотел знать, что такое жизнь и что такое древо жизни?
Александр, Москва
Уважаемый Александр!
В Торе рассказывается, что после создания человека Б-г посадил райский сад, в котором, помимо прочих деревьев, было древо жизни. Рамхаль (рабби Моше-Хаим Луцатто) объясняет, что природа этого дерева была – внедрить в человека желание делать только добро и сильнейшее стремление приблизиться к Б-гу. Плоды этого дерева предназначались Адаму; он должен был их съесть при наступлении субботы, – если бы не согрешил. Если бы Адам удостоился съесть плод этого дерева, он жил бы вечно, как видно из сказанного в Торе (Берешит 3, 22): "…теперь, может быть, протянет он руку свою и возьмёт от дерева жизни и поест, и будет жить вечно".
Из того, что Тора называет древо "вечной жизни" – "древом жизни", мы учим, что настоящая жизнь – это связь с вечностью.
Это объясняет нам, почему "воды жизни", требующиеся для очищения прокажённого (см. Ваикра 14, 5) – это воды источника (см. Рамбам, законы микваот 9:8). Воды источника – нескончаемы, они постоянно возобновляются, и, тем самым, связаны с вечностью.
Теперь мы можем понять выражение мудрецов (Брахот 18 б): "Праведники даже после смерти называются живыми, а грешники даже при жизни называются мёртвыми". Праведники связаны с Б-гом, который вечен, поэтому они считаются даже после смерти живыми. С другой стороны, грешники, отдаляющие себя своими действиями от вечной жизни в будущем мире, даже при жизни называются мёртвыми.
С уважением,
Реувен Куклин
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Ашер Кушнир
Кабала. Причем тут два «б»?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Рав Бенцион Зильбер
Продлить жизнь на час?
Рав Реувен Куклин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.