Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Даже пустые полны заповедями, как гранат?

Темы: Тшува, Реувен Куклин, Песнь Песней, Талмуд, Заслуги

Отложить Отложено

Сказал Реш Лакиш (трактат Ирувин 19а): \"Даже пустые полны заповедями, как гранат\". Как человека полного Реш Лакиш называет пустым? Если полный – то не пуст.

Давид

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Давид!

В Песни Песней (4: 3) говорит жених своей возлюбленной: «Как дольки граната виски твои». Поскольку Песнь Песней аллегорически говорит о любви между Б-гом и еврейским народом (где Всевышний – жених, а его возлюбленная – еврейский народ), Рейш Лакиш считает, что этот стих говорит о еврейском народе. На иврите слово висок – «рака» ( רקה ), что напоминает другое слово – «рейка»         ( ריקה ) – пустая. Поэтому Реш Лакиш говорит: этот стих воспевает еврейский народ за то, что даже пустые (не выполняющие заповедей) евреи полны заповедями, подобно тому, как гранат полон зёрнышек.

Вы спрашиваете, каким образом называет Рейш Лакиш «наполненных» заповедями евреев – пустыми (не выполняющими заповедей).

Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, посмотрим на гранат. Хотя он наполнен зёрнышками, их не видно, поскольку гранат покрыт тонкой горькой кожурой. Это то, что говорит нам толкование Реш Лакиша: несмотря на то, что есть евреи, которые, на первый взгляд, пусты, не наполнены ничем духовным, они недалеки от тшувы (раскаяния и исправления своих действий).

В Талмуде, трактат Санhедрин (37а), говорится о том, что по соседству с рабби Зера жили бандиты, к которым рабби Зера относился дружелюбно в надежде, что они раскаются в своих делах. Другим мудрецам не нравилось дружелюбное отношение Рабби Зера к бандитам. Как от таких грешников можно ожидать, что они раскаются? После смерти рабби Зера сказали бандиты друг другу: «До сих пор Рабби Зера молился за нас, кто теперь будет молиться о нас?». Эта мысль привела их раскаянию.

Данный эпизод учит нас никогда не считать ни одного еврея «конченным», как бы грешен он ни был, и не оставлять попыток приблизить его к Всевышнему.

С уважением,
Реувен Куклин.

Читайте:   Рамбам - Законы раскаяния - Тшувы

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.