Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если мне что-то нужно, надо настойчиво молиться?

Темы: Запреты, Моше, Грех, Заповеди, Молитва, Помощь, Желание, Связь с Творцом, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я всегда думала, что когда мне нужно что-то, то я должна настойчиво и многократно просить об этом Б-га. Сегодня послушала лекцию одного рава про то, что это грех, т.к. это унижает Б-га, ведь Он не наш должник. Т.е. получается, что нужно один раз попросить Б-га и больше не возвращаться к этому? N.

 

Отвечает рав Моше Аксельрод

Здравствуйте, уважаемая N.,

В Талмуде (Брахот 32б) читаем: «Сказал раби Ханина: “Молитва каждого, кто долго молится, не возвращается неуслышанной”. Откуда нам это известно? Из (того, что было с) Моше Рабейну, как сказано “И молился я Господу…” (Дварим 9:26), а затем сказано: “…и послушал меня Господь и на этот раз” (там же, 10:10)».

Следовательно, тот, кто «длит» молитву (много раз молится о чем-то определенном), будет услышан.

Далее Талмуд говорит: человек, который «длит» молитву, будет услышан — при условии, что не будет думать всё время о том, что благодаря его долгим усилиям молитва «дойдет».

Следовательно, много молиться и просить Всевышнего о помощи в какой-то определенной проблеме, — это правильно. Даже если тысяча молитв не будет услышана, возможно, что как раз следующая после тысячи просьба будет исполнена.

Однако человеку не следует гордиться и «полагать в сердце своем», что благодаря его настойчивой и сосредоточенной молитве желание его исполнится. А правильно — ждать, пока Всевышний смилуется и услышит его молитву.

Так пишет Меири[i]: «Он не будет хвалить себя за то, как он молится, и думать, что заслуживает того, чтобы его молитва была принята». А следует вести себя смиренно и надеяться на милость Всевышнего, на то, что Тот отнесется к нему в соответствии с мерой Милосердия и услышит его молитву, и исполнит его просьбу.

Поэтому, конечно, правильно много просить Всевышнего о чём-либо определённом. И в этом нет ничего недостойного. Но в то же время надо помнить, что Всевышний нам ничего не должен, и, возможно, молитва не будет исполнена…

При этом важно подчеркнуть, что вообще часто то, к чему мы стремимся и считаем хорошим для себя, на самом деле оказывается ненужным нам и даже вредит. И только Б-г может знать это. Так что когда наши просьбы не исполняются, возможно, это Всевышний проявляет Свою милость к нам и делает так, как лучше для нас самих.

С уважением, Моше Аксельрод


[i] Раби Менахем бар-Шломо Меири (5009-5076 /1249-1316, Прованс) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.