Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто грешнее: священник-гомосексуал или людоед из лесов Амазонки?

Темы: Испытание, Награда и наказание, Предназначение, Душа, Добро и Зло, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые Раввины! У меня во сне возник такой вопрос. Вот представим людей.

Вот первый: «современный» священник из просвещенной и современной Европы. Он родился в религиозной семье, которая религиозна в нескольких поколениях. И этот священник потихоньку втайне стал превращаться в гомосексуала, стал втайне совращать учеников и прихожан, а когда постарел и настали времена вседозволенности, он стал свои сексуальные отклонения проявлять открыто и при этом стал венчать однополые браки.

При этом он отчетливо понимает, что написано в Священных писаниях и что за это было бы в 50-х годах нашего века.

Теперь возьмем второго человека: это абориген. Живет он в глубине лесов Амазонки, в так называемом «закрытом» племени. Племя никогда не видело цивилизации, «белого» человека и даже нормально не общалось с соседними племенами. С соседними племенами они воевали, чтобы забрать добычу и женщин для «обновления» племенной крови. Этот абориген четко и скрупулезно выполняет все ритуалы, которые устно передали ему его предки — от отца к сыну, от деда к отцу и т.д. — на протяжении 1000 лет.

Он верит, что если он неправильно что-то сделает в ритуале, малейшую оплошность — чуть-чуть неправильно нарисует черточки на лице, — то духи его покарают. А хуже всего — духи могут уничтожить его племя. Он ест червей, пьет кровь, спит с ближайшими родственниками, ему даже удалось съесть белого человека с большим почтением и с большим уважением к нему. И никто ему не объяснит законы Ноя или другие законы. Он живет по тем законам, которые устно передали ему предки.

Вопрос: кто из этих людей самый грешный? И как Б-г распорядится после смерти с их душами? Насколько грешен наш абориген, который нарушает все законы? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы знаете, я как раз недавно при одной беседе почувствовал, как рад, что не обременен обязанностями Б-га и мне не надо решать, кто чего заслуживает после смерти, будь то награда или наказание. Потому что на такие вопросы на самом деле может дать исчерпывающий ответ только Б-г, Который знает и понимает абсолютно всё. А человек просто не знает.

И говорил я даже не о каком-то сложном случае, а, казалось бы, о самом простом — Гитлере. Такое, вроде бы, глобальное и абсолютное зло, 6 миллионов убитых евреев, десятки миллионов погибших в мировой войне, которую развязал, и о чем тут говорить?

Но ведь… он и добро наверняка делал, будучи у власти, например, построил те же шоссе-автобаны, которыми пользуются многие люди, включая и евреев! Пусть он и не для них это делал. «Ну и что, в свете всего зла это, конечно, не считается!» Вы абсолютно уверены? А ведь, согласно изречению мудрецов, Б-г не оставляет без награды ни одно доброе дело — неважно, кто его сделал.

Просто о Гитлере и ему подобных неполиткорректно говорить как о людях, сделавших какое-то добро. Но это, скорее, потому, что В НАШЕМ ВОСПРИЯТИИ главным должно быть совершенное им зло и неприемлемость любых форм антисемитизма и нацизма. Для нас это главный урок истории Гитлера. А что он делал и добро — так достаточно тут людей, делающих добро, можно поучиться у них, для этого нам Гитлер не нужен.

Но судить самого Гитлера по абсолютной справедливости я бы не взялся: откуда мне знать, сколько он сделал добра, я же не был там и не следил за ним. И какую долю составляет это добро во всей его деятельности, с учетом сотворенного им ужасного зла? Поэтому я рад, что этим занимается Б-г, Который всё знает и точно взвешивает.

Это же относится и к приведенным Вами случаям. Можно лишь высказать какие-то предположения, но с оговоркой, что Б-гу виднее.

Случай с аборигеном как раз более простой. С любого человека можно спрашивать лишь за то, о чем он мог бы знать и что мог бы обеспечить. Если никто ему не объяснил законы потомков Ноаха и вырос он в обществе, живущем по иным законам, то — что с него взять?

Естественно, он переймет все обычаи своего общества, все его идеи и принципы, и для него это будет само собой разумеющимся. И в плане ответственности за нарушение заповедей такой человек по факту мало чем будет отличаться от животного, которому тоже никто не объяснит заповеди. И пойдет это животное дальше убивать и поедать других, если оно хищное и так было создано.

Случай со священником более сложный. Тут речь не о незнании и изначальном воспитании, а о заложенных в человека соблазнах, которые могут сильнейшим образом тянуть его в неверном направлении — вопреки тем знаниям и установкам, которые он все-таки получил. Это мы и называем йецер а-ра — «дурное начало». Точнее, это мысли, которые приходят в голову и «предлагают» поддаться соблазнам: хочу, это так приятно! И это его испытание: последует он за этими мыслями и поддастся соблазну или отвергнет его?

В принципе в этом и заключается миссия человека: при каждом таком испытании сделать правильный выбор. И мы верим, что человек способен с помощью разума и силы воли преодолеть себя и поступить правильно. Но мы знаем также, что это может быть очень и очень трудно, и за примерами далеко ходить не надо, видим сплошь и рядом.

Более того, за такими примерами вообще никуда ходить не надо, ибо обычно видим достаточно в себе самих. Никто из нас не идеален, и каждый хорошо осведомлен о собственных слабостях и о том, как трудно бывает противостоять соблазну и отказываться от того, что очень хочется. И как часто это удается или не удается.

А когда не удается, то человек вместо того чтобы властвовать над собой с помощью разума, частенько начинает с помощью того же разума подбирать доводы и строить целые идеологические конструкции с целью оправдать, а то и узаконить то, что ему так хочется сделать — или что уже сделал. Чтобы не чувствовать угрызений совести, чтобы не страдать от противоречия между тем, что ему преподали как истину, и тем, что он делает на практике. Ведь не признавать же, что он плохой человек, нет, он же хороший! Значит, на самом, деле принципы иные или должны по-другому трактоваться и т.д.

А уж если в обществе появляется тренд, который оправдывает и делает легитимными его поступки, то это просто праздник. Теперь он может сказать: вот, не один я такой (грешник, как он продолжает ощущать в глубине души), другие тоже так делают и считают, что так можно и даже правильно, теперь могу этого не стыдиться, а даже гордиться!!! Да, я не грешник, а хороший, полноценный, не хуже других, а то и лучше! Ура!

Тут можно сказать одно: Б-г ему судья. В трактате Авот (2:5) сказано: не суди другого, пока не попадешь на его место (не окажешься в той же ситуации, что он). А нам, на своем месте, очень хорошо известно, как трудно противостоять соблазнам и как хочется совершать всё, что нам приятно, и при этом не испытывать угрызений совести. А лучше и вовсе считать, что всё правильно и даже почетно.

Так что продолжим разбираться со своими соблазнами, а как быть со всеми другими людьми, которые с разной степенью успешности борются со своими, — это их дело и дело Б-га.

Нет, бывает, что и наше дело — например, когда соблазн приводит человека к нанесению ущерба другим людям. Конечно, если кто-то очень хочет совершить ограбление, изнасилование, убийство и т. п., то святое дело его остановить. Пусть мы таким образом и «вмешиваемся» в его борьбу с его собственным дурным началом, главное — мы спасаем потенциальную жертву.

Если соблазны человека больше толкают его к нарушению «заповедей между человеком и Б-гом», таких, как молитва, тфилин, кашрут, мы тоже, если можем как-то повлиять положительно — убедить, дать необходимые инструменты, — должны это сделать.

Но всё это касается именно практической помощи или противодействия ему. СУДИТЬ же человека за то, что он сделал, и решать, чего он удостоится по окончании этой жизни, — это уж точно не наше дело и не в наших возможностях. Судить мы можем только самих себя, и у нас достаточно в жизни соблазнов и испытаний, чтобы понимать: суд этот непростой и у нас много собственной работы.

Займемся же ею.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.