Темы: Разум, Душа, Пророчество, Духовность, Помощь, Связь с Творцом, Материальность, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день, существует ли в Иудаизме такая концепция как вселение Б-га в человека? В Торе и Пророках упоминается нечто подобное: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его»[i] и, например, «и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Б-гом»[ii]. Но такие формулировки не позволяют мне напрямую сделать вывод, что Б-г вселится в человека. Расскажите, пожалуйста, Ваше понимание. Антон
[i] Ирмияу 31:32: «…вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его (закон)…»
[ii] Шмот 29:45.
Шалом, Антон!
Разумеется, не следует понимать эту идею буквально. Сказать, что Бог «вселился» в человека, означает существенно Его ограничить, а также приписать Ему материальное свойство — нахождение в определенном месте.
Кроме того, что такая мысль противоречит здравому смыслу, есть в ней также неприятие одной из основ нашей веры, которая гласит, что Бог — нетелесен и к Нему не относятся никакие телесные понятия, и что у Него вовсе нет никакого «подобия», «формы». Да и в Торе сказано прямо (Бемидбар 23:19): «Б-г же не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться: Он ли скажет и не сделает? будет ли говорить и не исполнит?»
Кроме того, Писание, как Вы сами обратили внимание, никогда не пользуется таким выражением даже в переносном, метафорическом, смысле. Происходит это потому, что когда Тора желает «приписать» Всевышнему какое-нибудь человеческое свойство, разумеется, только для того, чтобы лучше разъяснить некую идею, она всегда выбирает лишь самые возвышенные (в глазах людей) уподобления. Тора может сказать «рука Б-га» (Шмот 9:3), «подножие Его» (Шмот 24:10), «сердце Б-га» (Берешит 6:6), но никогда не скажет, к примеру, «желудок Бога», поскольку такая метафора кажется нам неуместной.
И памятуя о том, каким ничтожным, слабым и незащищенным существом является человек, насколько он несовершенен и какое скромное место занимает в этой необъятной Вселенной, сказать, что «Б-г вселился в человека», даже в переносном смысле, означает — выразиться о Нем в унизительной форме. Поэтому такая метафора абсолютно недопустима.
Поэтому когда Писание хочет передать некую идею, подобную той, которую Вы, возможно, имели в виду в своем вопросе, оно говорит, что в человека вселился «дух Б-жий». В высказываниях же наших мудрецов для этого чаще употребляется выражение «дух святости» (Руах а-Кодэш).
В своем монументальном труде «Морэ Нэвухим» («Путеводитель колеблющихся»), посвященном основам нашей веры (ч. 2, гл. 45), Рамбам[i] упоминает о том, что подчас человек ощущает сверхъестественную поддержку Свыше, что может подвигнуть его на смелый и благородный поступок во имя Б-га и во имя тех, кто верен Б-гу. Это внутреннее побуждение называется «духом Б-га» в человеке.
Таков был уровень всех судей еврейского народа, о которых сказано (Шофтим 2:18): «И когда поставил им Господь судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от руки врагов их…», и уровень всех праведных еврейских царей.
Так сказано, в частности, о судье Ифтахе (там же, 11:29): «И был на Ифтахе дух Господень…», о богатыре Шимшоне (там же, 14:19): «И снизошел на него дух Господень…». Так сказано о царе Шауле (Шмуэль I 11:6): «И снизошел на Шаула дух Б-жий…», и об одном из военачальников царя Давида — Амасае, которого дух святости побудил прийти на помощь Давиду — помазаннику Б-га (Диврей а-Йамим I 12:18): «И дух объял Амасая, главу начальников: твои, Давид! И с тобою (мы), сын Ишая! Мир, мир тебе, мир помощникам твоим, ибо Б-г твой помогает тебе! И принял их Давид и поставил их среди глав отряда».
И самого Давида сопровождала такая Небесная поддержка с того момента, как он был помазан на царство, как сказано (Шмуэль I 16:13): «И взял Шмуэль рог с елеем, и помазал его среди братьев его; и снисходил дух Господень на Давида с того дня и позже».
Этот дух Б-га, снисходящий на человека, может вложить в его уста слова мудрости или восхваления Творца, и тогда о таком человеке говорят, что он «говорит духом святости». Именно духом святости были «продиктованы» Тэилим (Псалмы) царя Давида, а также книги царя Шломо — Мишлей, Коэлет и Песнь песней — и в целом все книги Танаха. О нем сказал Давид (Шмуэль II 23:2): «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке моем…»
И Билам, согласно Рамбаму, в своих благословениях еврейскому народу был вдохновлен духом святости, поэтому сказано (Бемидбар 23:5): «И вложил Господь слово в уста Билама, и сказал: возвратись к Балаку и так говори». В целом, этот «дух святости» является низшей ступенью пророчества. Так говорит Рамбам.
Мне же подумалось, что о каждом из нас тоже можно сказать, что в нем обитает дух Б-жий. И это — не что иное, как наш человеческий разум. Об этом сказал Элиу Ийову и его друзьям (Ийов 32:8): «Впрочем, это дух человеческий и дуновение Господне дают разум». Эта Б-жественная частичка, подарок Всевышнего, дает нам способность проникнуть во многие тайны Мироздания. «Душа человека — светильник Господень, исследующий все тайники утробы» (Мишлей 20:27).
Согласно многим классическим комментаторам[ii], именно из-за нее, души, сказано, что Б-г сотворил человека по Своему образу и подобию. Поэтому не следует пренебрегать этой частичкой или относиться к ней легкомысленно. И если наш разум не принимает идею о том, что Б-г может вселиться в человека, ощущая ее как противоестественную и нелогичную, стоит к нему прислушаться, ведь он — самое возвышенное, самое Б-жественное из всего, что только есть в человеке.
С уважением, Арье Гальчук
[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] Раши, Рашбам, Радак, Сфорно и др.
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Бенцион Зильбер
Так вечен Завет или нет?
Рав Арье (Лев) Кацин
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Добрые дела — один из столбов, на котором стоит весь мир
Рав Ашер Кушнир
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Хаим Донин,
из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.