Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вот заходит на сайт антисемит и читает, что он — орудие Всевышнего…

Темы: Награда, Предназначение, Свобода выбора и предопределенность, Антисемитизм, Заповеди, История, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Доброе время суток. Этот сайт — открытый для всех источник, где каждый может почерпнуть важную для него информацию. (Попутно хотел поблагодарить всех уважаемых раввинов и работников сайта за очень важную деятельность, да удостоитесь вы выполнения заповедей — תזכו למצוות).

Вопрос об антисемитизме и его носителях. Вот приходит сюда один из них и читает, что он — орудие Всевышнего. И это дает ему оправдание в его глазах за его ненависть к евреям.

И где проходит грань между орудием Всевышнего и свободой выбора? Спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете хороший вопрос, и ответ важно понять, ведь он касается не только антисемитских проявлений, но и любого поступка — включая действия каждого из нас.

Итак, где проходит грань между орудием Всевышнего и свободой выбора?

Ответ: нигде! Каждый из нас одновременно и обладает свободой выбора, и является орудием Всевышнего!

Ведь каждый живет и действует не в вакууме, а в обществе, в мире, населенном и другими людьми. Какие-то поступки он совершает «сам по себе», какие-то заповеди регулируют отношения «человека с Б-гом» (бейн адам лэ-Маком): соблюдение субботы или кашрута, изучение Торы, молитва.

Но целый класс поступков он совершает по отношению к другим людям, соприкасаясь с ними, в том числе выполняет или нарушает заповеди, касающиеся отношений «человека с его ближним» (бейн адам ле-хаверо): кому-то помогает или, наоборот, мешает. Вежливо беседует, что-то полезное сообщает или, наоборот, ругает, обижает. А то и ворует или убивает. Или, наоборот, спасает от гибели.

Во всех этих случаях, с одной стороны, он живет своей жизнью, в которой руководствуется свободой выбора: как поступить в отношении другого человека в данной ситуации?

Но, с другой, по отношении к тому самому другому человеку он является одним из окружающих, которые играют ту или иную роль в его жизни, но которых он контролировать не может (иногда может, конечно, но не полностью, да и мы сейчас о ситуациях, когда не может). Поэтому для него тот первый человек становится «орудием Всевышнего».

Это значит: Б-гу известно, какой выбор сделает в данной ситуации первый человек, поэтому, когда он должен сыграть определенную роль в жизни второго человека, Б-г ставит его в ту самую ситуацию по отношению к нему.

Объясним на примерах, чтобы было проще:

Еврей должен пострадать от антисемита. Б-г знает, что антисемит при виде еврея сделает определенный выбор: обозвать «жидовской мордой». Или, если дело происходит под нацистской оккупацией, то антисемит с радостью изобьет, а то и убьет еврея — теперь ему за это ничего не будет! Поэтому Б-г ставит антисемита именно в ту ситуацию, в которой он совершит этот поступок. По отношению к еврею он — орудие Б-га.

Но сам он, со своей точки зрения, сделал выбор, никто его не заставлял. Поэтому Б-г его потом будет судить именно как злостного антисемита и убийцу, никакие оправдания, что он просто был «орудием Б-га», не помогут. Человек сам сделал выбор — послужить этим орудием и выполнить грязную работу. А если бы он решил иначе, Б-г не поставил бы его в ту ситуацию, а поставил бы другого антисемита, уж их хватает.

А если человек вообще решил укрыть у себя еврея, дать ему возможность выжить в Холокост, то по отношению к еврею он уже — «позитивное» орудие Б-га, инструмент чудесного спасения, и Б-г ставит его именно в ту ситуацию, где ему встретится еврей, которого Он решит спасти. Но этот человек сам сделал выбор, очень непростой в той ситуации, подверг себя большому риску ради спасения еврея и заслужил статус «праведника народов мира» и великую награду.

И так — в любой ситуации, даже далекой от такого драматизма и вопросов жизни и смерти. Решил помочь кому-то — стал орудием Б-га, Который таким образом послал нуждающемуся помощь, но получил награду, поскольку сам сделал выбор стать таким орудием, а Б-г поставил его в ситуацию, где понадобилась такая помощь.

Так что все мы одновременно обладаем свободой выбора и являемся орудиями в руках Б-га, Который устраивает всё именно таким образом, что нам подворачиваются ситуации, где мы играем ту роль, которую выбираем. И никто не сможет оправдать свои злодеяния тем, что он всего лишь «орудие в руках Б-га». Но потому же мы все и получим награду за сделанное добро, даже будучи при этом Его орудиями.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.