Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вопрос касается карьеры…

Темы: Виленский Гаон, Предназначение, Воспитание детей, Душа, Природа, Мишлей, Астрология, Работа

Отложить Отложено

Доброго времени суток, дорогой раввин! Меня зовут N. Вопрос касается карьеры. Имею высшее техническое образование. Мои родители люди советской закалки: всю жизнь работали на одном месте и на одной должности. Общество у нас достаточно консервативное, к карьеристам относятся настороженно.

С 2015 года уже менял 5 мест работы (электромонтер — инженер — ведущий специалист — главный специалист — начальник отдела). На мой взгляд, это нездоровое явление (хоть и карьерный рост). И сейчас чувствую себя не в своей тарелке. Просто не люблю сидячую работу. Что делать в таком случае? Может, переключиться на общественно-политическую деятельность?

Отвечает рав Моше Аксельрод

Шалом уважаемый N.,

Я думаю, для начала стоит понять важный принцип в воспитании детей, и это поможет нам разобраться, что делать с самими собой.

Сказано в Мишлей (22:6): «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится».

Виленский Гаон[i] объясняет это, помогая нам понять глубокий смысл стиха и «нащупать» основу успешного воспитания и образования.

В своем комментарии к книге Мишлей (Притчей) он цитирует Талмуд (Шабат 156а), где сказано: того, кто рожден под планетой Марс, будет тянуть к кровопролитию. Ему предстоит проливать кровь. Соответственно, он будет врачом или моэлем (специалистом по обрезанию), или резником (специалистом по кошерному убою скота) — или же грабителем и убийцей.

Говорит Виленский Гаон: того, кто рожден с природой «кровопийцы», мы не можем изменить, не можем превратить в человека тонкого и чувствительного. (Эти наклонности можно распознать еще в детстве. Есть дети, которых вид крови повергает в шок, а есть такие, которых интересуют и даже «интригуют» травмы и синяки). Такой человек, как говорят мудрецы, «будет проливать кровь».

Но мы определенно можем направить его свойства в положительное русло: он может стать врачом, выполнять заповедь кошерного забоя скота и так обеспечивать людей мясом. Возможно, будет делать младенцам обрезание и таким образом приобщать их к союзу нашего праотца Авраама с Б-гом.

А если воспитателям не удастся направить его природные наклонности в какое-то положительное русло, то, не дай Б-г, он пойдет по дурному пути, станет убийцей

То есть цель воспитания не в том, чтобы изменить природу ребенка (а при самовоспитании — свою собственную). Не пытаться менять даже тогда, когда она кажется опасной, гибельной. Такая попытка всё равно обречена на неудачу и может только сломить душу ребенка. Задача воспитания состоит в том, чтобы направить любую природу в положительное русло.

Поэтому еврейские мудрецы старались использовать слова «хорошие качества» или «плохие качества», а не слова «хороший характер (природа)» и «плохой характер» и т.д. Потому что каждое врожденное свойство можно направить туда, где оно будут уместно и востребовано.

Если использование своих свойств и склонностей осуществляется правильно, в соответствии с ценностями Торы, то это называется «хорошей мерой» и результат будет положительным. А если нет, то это «дурная мера».

В этом и заключается «наставление юноши на путь его», то есть нахождение правильного пути для проявления именно его природы, его наклонностей. Так ребенка можно подвести к тому, чтобы он успешно справлялся с трудностями и испытаниями жизни самостоятельно.

Это же относится и к нам самим. Правильно выбирать в жизни такую специальность и такое занятие, которые подходят и интересны именно нам, соответствуют нашей природе. Как говорят, к чему душа лежит.

Вы правы, советское воспитание в целом не приветствовало такой подход. За многих из нас родители заранее решали, кто будет врачом, а кто — инженером. Так что считаю, Вам стоит решить самому, где Вам больше нравится, от чего получаете больше удовлетворения, — и этим заниматься.

Естественно, важно принять в расчет и материальный аспект и маневрировать между заработком и самовыражением.

С уважением, Моше Аксельрод


[i] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.