Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В каких случаях обращаются к раввину?

Темы: Раввин, Предназначение, Моше, Еврейская семья, Авраам, Заповеди, Интернет, Работа, Благодарность

Отложить Отложено

Шалом, уважаемая редакция Толдот! Огромное спасибо за вашу работу: на сайте буквально энциклопедические материалы по иудаизму. И кажется, что можно их изучать и соблюдать традиции самостоятельно. Ведь обращаться к раввинам — это очень тяжело и некорректно. Разве можно тревожить раввинов по пустякам? Или всё-таки есть какие-то случаи для обращений? Лично я стесняюсь. Заранее спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете хороший вопрос.

Прежде всего, позвольте выразить свою солидарность с Вами: как человек по природе застенчивый я Вас понимаю! И мне тоже неловко беспокоить других людей, тем более занятых очень важными делами.

И тем не менее в нашей Традиции спрашивать раввинов обо всем, включая «пустяки», не только не считается «некорректным», а, наоборот, считается правильным и необходимым. Это часть работы раввинов, и они к этому готовы. Как готовы, скажем, медсестры к тому, что больные будут их беспокоить каждый раз, когда у них что-то болит или им что-то нужно. Работа такая. Что, разумеется, не отменяет необходимости осознавать, как много раввины для нас делают, сколько усилий прилагают и насколько нам следует быть им благодарными.

Но стесняться задавать им вопросы не надо. Как провозглашает мишна в трактате Авот (2:5): «…не может стеснительный учиться, а вспыльчивый — обучать». Если ученик будет стесняться, ничего у него не получится, а если учитель будет раздражаться из-за «глупых», «пустяковых» или слишком многочисленных вопросов, то отпугнет учеников и они действительно начнут стесняться, и не спросят то, что им непонятно и надо прояснить. Так что ученик должен, не стесняясь, спрашивать, а учитель — терпеливо всё разъяснять столько, сколько понадобится.

Это базовые принципы, о которых, как мы видим, говорили уже тысячелетия назад. Но в нынешнем поколении возник еще один фактор, который Вы упоминаете, — интернет. Сегодня там можно найти чуть ли не любую информацию обо всем на свете, кому что по душе. Например, я как любитель музыки с помощью интернета узнал больше произведений, чем в свое время от учителей в музыкальной школе. Хочешь послушать ту или иную симфонию? Пожалуйста! И исполнение можно выбирать, вот тебе один оркестр с его дирижером, вот тебе другой. И прочитать всю информацию — и о композиторе, и о дирижере. И так вроде бы со всеми сферами знаний — включая Тору!

И возникает вопрос: зачем теперь учителя или раввины, если я и сам всё могу вычитать и высмотреть на сайтах? А то и вправду людей беспокоишь, неудобства причиняешь, а компьютер все стерпит, да и информации, вполне возможно, даст больше. И действительно, появилось в последнее время даже в религиозных кругах полушуточное выражение «рав Гугл». И что тут скажешь? И чем Гугл не «рав»?

Многое можно сказать, и всего тут не перечислим. Но для начала уподобим Тору медицине. Когда что-то болит, что люди делают? Идут к врачу. А он что делает? Часто просто выписывает какое-то лекарство. А нельзя было без него погуглить и узнать, что от этой болезни — вот такое лекарство? Сегодня, наверное, можно. И, наверное, многие действительно шли бы к «доктору Гуглу» — если бы в аптеках не требовали рецепта от врача. А почему в аптеках требуют? И почему большинство людей понимают, что надо именно к врачу, а не в Гугл, даже если бы не требовалось рецепта?

А потому, что даже если в конкретном случае речь идет о простом лекарстве, надежнее, если его выпишет специалист, у которого есть в этой области широкие познания и опыт и который поэтому знает, что делает, а не просто нащупывает.

Вот и с Торой так. Даже если вопрос выглядит простым, он может таким не оказаться, тут может быть много разных деталей в зависимости от обстоятельств. И об этом должен расспросить человека специалист, который разбирается во всей системе и знает, как именно ее применить в данном случае. И даже если многие вопросы на самом деле просты, всё равно надежнее, если ответ даст человек, который хорошо разбирается в теме и у которого вся система перед глазами. Который знает, к какой части системы относится данный пункт, как и почему.

Это — во-первых.

А во-вторых, Тора и соблюдение законов нашей религии — это не просто вопрос действия: что-то делать или не делать. И потому дело не просто в информации. Да, если хочется что-то почитать и получить какие-то знания, — пожалуйста, интернет сказочно богат. Но здесь дело не только в этом.

С чего начался еврейский народ? С Моше, который принял у Б-га Тору и передал нам? И потому назван «Рабейну» — «наш учитель»? Нет. Начался народ раньше — с Авраама. Который поэтому назван «Авину» — «наш отец». Вместе со своим сыном Ицхаком и внуком Яаковом, которые продолжили его дело. Как именно Авраам основал народ и что сделал, еще не имея Торы?

В мире, где господствовало идолопоклонство — и разброд, ведь каждый поклонялся своим идолам, — он открыл Единого Б-га, Стоящего над всеми другими силами, в «центре» их системы. И установил с Ним близкие, личные отношения. Так, что стал называться Его «другом». И не только сам, но и семью привел к таким отношениям с Б-гом. Это стало семейным делом. Как, бывает, люди дружат семьями, так и с Б-гом мы «дружим» семьей.

Потом семья разрослась в целый народ, и этот народ уже формально принял Тору. Но всё равно это семейное дело. Более того, семьи не простой, а состоящей, как весь остальной мир, из разных ветвей, расположенных по кругу вокруг Центра — Небесного Престола. И, по сути, самой по себе являющейся целым миром. Но с той разницей, что ветви остального мира располагаются вокруг Центра на расстоянии, почему далеки и от центра, и друг от друга. А еврейский народ представляет собой окружность с «меньшим радиусом», разные точки которой ближе и к Центру, и друг к другу. При тех же потенциальных различиях между разными ветвями, которые мы наблюдаем между разными народами.

То есть, одно из главных достоинств и отличительных черт еврейского народа — единство. Между людьми, по характеру весьма отличающимися друг от друга, но объединенных тем, что поклоняются Единому Б-гу.

И соблюдают вместе Его Тору.

Таким образом, соблюдение Торы — это не просто что-то делать или не делать. Это делать что-то вместе. Как парад проводить. Один в поле не воин, и один гвардеец на площади не пройдет парадом. Нужно много людей вместе — и нужен тот, кто будет командовать этим парадом. Ну, слишком близко с армией сравнивать не будем, всё-таки тут семья. Хотя в иных странах часть обязанностей «королевской семьи» — именно что надевание всех этих костюмов и участие в парадах.

Конечно, каждый еврей, где бы он ни был, должен соблюдать Тору. Но всё-таки во многих аспектах фундаментально это дело именно семьи. Под руководством отца. Например, Пасхальный Седер — это не просто чтение Агады, а именно церемония под руководством главы семьи. И даже бдикат хамец — проверка, не осталось ли в доме квасного накануне Песаха, казалось бы, дело техники, — проходит в иной атмосфере, когда совершается семьей. И так — многие заповеди.

И народ в целом — тоже в корне своем одна семья, и соблюдение им Торы тоже дело семейное — под руководством «отца» в более широком плане — раввина.

Поэтому мы идем к раввинам со своими вопросами. Это не просто получение информации, но функция «еврейской семьи» — советоваться с ее главой или просто поддерживать контакт. Вся сущность лидерства — налаживание контакта с каждым индивидом и таким образом сплочение их всех в единое общество. Вот и здесь такую функцию выполняют контакты с раввином.

Наконец, еще один важный момент. Можно, конечно, многое читать и узнавать о религии. Но многое надо узнать и прочувствовать «изнутри». Не раз сталкивался с вопросами людей, которые прочли что-то в Торе или услышали что-то в лекции раввина, но в результате получили совсем не то впечатление. Неправильное представление о конкретных законах Торы или в целом об атмосфере и духе жизни в религиозной общине.

Например, начало главы Ки Теце у человека, незнакомого изнутри с нашей жизнью, вызывает множество вопросов и в целом недоумение и страх перед «этой религией». Сначала пленная «красавица», которую можно возжелать на поле боя и взять в жены. Потом две жены, одна любимая, другая нет. Потом — вообще непокорный сын, которого надо… привести в суд и казнить! Это что же за религия такая?

Для ответа на все эти вопросы необходимо общаться с людьми, которые знают, что такое наша религия, что такое Тора и жизнь по ней. Да, со временем ответы на подобные вопросы тоже появляются в интернете, но вопросы никогда не кончатся. Поэтому надо, чтобы было кому их задавать.

Вот раввины и есть.

И ждут, чтобы Вы — да, именно Вы, — задали все «пустяковые» вопросы, и будут их приветствовать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.