Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кого надо любить прежде всего?

Темы: Гер, Любовь, Психология, Раби Акива, Праведники, Любовь к Б-гу, Любовь к ближнему

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! Помогите разобраться, кого надо любить прежде всего: себя, родственников, Бога, друзей, остальных людей?

Я на каком-то еврейском сайте прочитал интересный и — мне показалось — очень мудрый ответ раввина, что сначала надо любить то ли себя, то ли родственников, потом ближайших друзей, а любовь к остальным людям Земного Шара — это только у праведников (цадиков).

Помогите понять, кто должен стоять на первом месте, втором, третьем? Вот буддизм учит сострадать всем живым существам, христианство (на всякий случай — я не христианин) учить любить всех людей. Но я задумался и пришёл к такому выводу, что любовь ко всем — это любовь ни к кому. Так, может быть, надо ограничиваться любовью к ближайшим тебе людям? N.

Отвечает рав Леви Ицхак Риц

Здравствуйте, N.

Любовь человека к самому себе часто проявляется на своем низшем уровне — материальном и телесном. И иногда — в форме удовлетворения сиюминутных материальных и телесных желаний. Это может стать основой для неправильных действий, а затем и дурных качеств и даже привести к разрушению личности, к разложению.

А учитывая силы и возможности человека, легко представить, что, разрушив себя, он может разрушить и всё вокруг себя.

С другой стороны, эта любовь — любовь к себе — может быть также святой и идеальной. При условии, что человек очищает себя, развивает и возвышает свой ум и интеллект и формирует свой характер и поведение таким образом, чтобы достичь более высоких уровней праведности. В таком случае взгляд человека на всё сущее будет светлым и радостным, исполненным любви.

И действительно, сотворенный мир очень хорош, когда человек, который смотрит на него, живет и действует в нем, хорош.

Поэтому, несомненно, любовь к себе необходима, но эта любовь должна принимать во внимание все стороны человека, материальное и духовное. Такая любовь предполагает знакомство со своими недостатками и преимуществами и умение жить с ними и использовать их во благо, на пути самосовершенствования — пути Торы.

(Напомню, что попытка просто убежать от собственных недостатков лишь вызовет дисбаланс в нашем внутреннем мире и постоянное ощущение «преследования» со стороны тех частей личности, от которых человек отказался. Это то, что именуется «Тенью» у Карла-Густава Юнга).

Одна из основополагающих заповедей Торы — «возлюби ближнего своего как самого себя» (Ваикра 19:18) — предписывает нам любить ближнего, что возможно лишь при условии любви к самому себе.

Также сказано в Вавилонском Талмуде (Бава Мециа 62а):

«Учат в барайте[i]: (представим себе следующую ситуацию): два человека идут по пустынной дороге и у одного из них есть кувшин с водой. Если оба будут пить из кувшина, то оба умрут, так как воды мало, а если только один из них будет пить, то доберется до населенного пункта. (О том, каков закон в этой ситуации), существует спор (мудрецов). Бен-Птора[ii] учил: “Лучше, чтобы они оба пили и умерли, и пусть ни один из них не увидит смерти другого”. Это было общепринятым мнением, пока не пришел Раби Акива[iii] и не указал, что в Торе сказано (Ваикра 25-36): “И пусть живет брат твой с тобой”: (“с тобой, а не “в результате твоей гибели, уже без тебя”), что означает: жизнь самого человека важнее для него жизни другого”.

Лишь заботясь о своей жизни, человек сможет позаботиться и о других. Только у того, кто любит себя и кому хорошо с самим собой, сердце может быть полно любви ко всем. Прежде всего необходимо смотреть “добрым глазом” и с любовью на себя, тогда человек сможет смотреть по-доброму и на других и любить ближнего своего.

Далее, несомненно, идут родственники. В качестве примера можно привести то, что сказано в мидраше[iv] “Тана де-Вей Элияу Рабба” (27):

“…сказано ясно у пророка Йешаи (58:7) “…чтобы разделил ты с голодным хлеб твой и бедняков скитающихся ввел в дом? Когда увидишь нагого, одень его, и от родственника твоего не скрывайся и т.д.” Каким образом? Если у человека достаточно пропитания для собственной семьи и он желает дать милостыню, чтобы самому содержать других, то в первую очередь должен содержать отца и мать. А если что-то осталось, то пусть содержит своих братьев и сестер. Если еще осталось, то пусть содержит остальных членов своей семьи, далее — соседей. А затем пусть умножит милость к остальным сынам Израиля, которые упомянуты во вторую очередь — “и бедняков скитающихся ввел в дом””.

То есть в первую очередь — любовь к своей семье, к ближайшему окружению, во вторую — любовь ко всем ближним, своим единоверцам.

Существует также заповедь “любить пришельца”[v] (Дварим 10:19); имеется в виду гер цедек — пришелец, который стал единоверцем, принял еврейство (гиюр), и гер тошав — пришелец, поселившийся в Земле Израиля и соблюдающий заповеди потомков Ноаха[vi]. Гаон из Рогачева[vii] пишет, что в наше время само соблюдение этих заповедей дает человеку статус гер тошав.

Но и это еще не всё. Ведь, несомненно, следует стремиться любить всё творение, как сказано в Иерусалимском Талмуде (Недарим 9): “Сказал Раби Акива: “возлюби ближнего своего как самого себя” — это основополагающий принцип Торы. На что ответил его ученик Бен-Азай[viii]: сказано: “Вот родословная Адама” (Берешит 5:1) — этот принцип важнее предыдущего”.

Поясняет Корбан а-Эда[ix], что речь идет обо всех народах мира, “всех, кто произошел от Адама”. И хотя в споре ученика и учителя закон устанавливается в соответствии с мнением учителя, в данном случае Раби Акива согласился с Бен-Азаем. Об этом говорит следующее изречение Раби Акивы (Авот 3:14): “Любим (Б-гом) человек, который сотворен по образу (Б-га); особая любовь к нему выражена в том, что он сотворен по образу (Б-га), согласно сказанному (Берешит 9:6): “Ибо по образу Б-жию создал Он человека””.

Тора предписывает нам уподобляться Творцу в Его отношении к творению. Как Он милосерден, так и нам надо стремиться быть милосердными. Таким образом, идя от минимума — любви к себе, можно прийти к цели — следовать путями Творца в этом мире, что включает в себя и любовь к творению.

Так, любя себя, семью, окружающих, а затем — человечество и творение, мы можем прийти к истинной любви к Творцу. Можно идти и “от обратного”: когда человек постигает, насколько велика любовь Творца ко всему сущему, он и сам исполняется любви.

С уважением, Леви-Ицхак Риц


[i]Барайта или брайта (арам. “внешняя”) — это положения Закона или агада (истории, притчи, иносказания), которые не были включены в Мишну, кодифицированную раби Йеудой а-Наси.

[ii] Бен-Птора — мудрец Мишны третьего поколения.

[iii] Раби Акива бен-Йосеф (3775-10 тишрея 3896 / 15-135, Эрец-Исраэль) — один из величайших мудрецов Израиля всех времен, глава поколения после разрушения Второго Храма.

[iv] Мидраш (ивр. “толкование”) — часть Устной Торы, толкование Письменной Торы с помощью традиционных методов анализа текста, полученных Моше Рабейну на горе Синай.

[v] “..любите пришельца, ибо сами были вы пришельцами в земле Египетской”.

[vi] См. “Потомки Ноя и семь заповедей человечества”.

[vii] Раби Йосеф бар-Эфраим-Фишл Розин (Гаон из Рогачева, Рогачевер; 5618-5696 / 1858-1936; Белоруссия, Польша, Латвия) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.

[viii] Раби Шимон бен-Азай (в Мишне назван просто Бен-Азай; ок. 3775 — ок. 3895 / ок. 15 — ок.135; Эрец-Исраэль) — мудрец Мишны, ученик раби Йеошуа, учился также у Раби Акивы, а впоследствии стал его талмид-хавером — товарищем по совместному изучению Торы.

[ix] Раби Давид бар-Нафтали-Гирш Френкель (Корбан а-Эда; 5467-5522 / 1707-1762; Германия) — комментатор Талмуда, крупнейший специалист по Иерусалимскому Талмуду. “Корбан а-Эда” — комментарий на значительную часть Иерусалимского Талмуда, печатается в классических изданиях рядом с основным текстом.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.