Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Время покупать лотерейный билет?

Темы: Цель творения, Свобода выбора и предопределенность, Деньги, Упование, Помощь, Работа

Отложить Отложено

Здравствуйте, рав. Слушая «Ховот а-Левавот», раздел «Упование» [i], задался таким вопросом: если в Рош ха-Шана (Новолетие) определено, сколько денег предназначено мне на этот год и для их получения достаточно небольших усилий, будет ли легитимным после каждого Нового года покупать лотерейный билет и спокойно ожидать результата?

Зависит ли результат от моих намерений (ну, скажем, средства позволят год проучиться в ешиве)? И нет ли здесь какого-то нетерпения или поиска испытания? Михаил


[i] Уроки по книге Рабейну Бахье «Ховот а-Левавот» («Обязанности сердец»). Рабейну Бахье бар-Йосеф ибн-Пакода (11 век, Сарагоса) — выдающийся представитель еврейской этической мысли, поэт и философ. Его основной труд — этический трактат «Ховот а-Левавот» — был завершен в 4840 / 1080 году.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Михаил!

Похоже, Вы и сами чувствуете, что в предложенном Вами подходе к получению денег «что-то не так». Давайте разовьем:

Представьте себе, что во всем мире произошла такая революция сознания, о которой так долго говорили большевики, пардон, религиозные люди: все глубоко уверовали в Б-га и осознали: достаточно небольших усилий, чтобы Он послал деньги. И купили лотерейные билеты, и сели спокойно ждать результата. Как вы думаете, в таком мире хорошо будет жить? Или — как при тех же большевиках?

Никто не запрещает покупать лотерейный билет, это действительно один из способов, с помощью которого Б-г может послать деньги, если сочтет нужным. Но при этом помнить: это только один из способов — и явно не главный. Свидетельство тому простой факт: шанс каждого человека на то, что выиграет именно его билет, — самый минимальный, в большинстве случаев этого не происходит. Потому что «не верил»? Нет, потому что не так Б-г устроил мир.

Он устроил так, что в этом мире надо трудиться. Только таким образом этот мир будет построен и усовершенствован. И в то же время только так будут «построены» и усовершенствованы живущие в нем люди: своим трудом. Куда ни посмотри, всё создано человеческим трудом. Да, с помощью Б-га, без нее ничего не было бы. Но она — именно помощь. Тому, кто уже сам что-то делает. А не подачка на тарелочке с голубой каемочкой. Дом надо построить, урожай посеять и сжать, еду приготовить, все товары изготовить на заводе, а потом доставить в магазины и продать. Само всё это к нам не прилетит по мановению волшебной палочки. Хотя Б-г мог бы устроить именно так. Но не устроил.

Среди прочего, потому что цель человеческого существования — ни много, ни мало — уподобиться Б-гу. Ибо Он сотворил мир для того, чтобы облагодетельствовать человека и доставить ему наслаждение. Но высшее наслаждение — это чувство уподобления Б-гу, ибо только Он являет собой истинное благо. Как же Ему уподобиться? Как говорят мудрецы — «идти Его путями».

Он полноценен, Ему ничего не надо, Он сам творит — и делится Своим творением с другими. Это и есть наивысшее благо и наслаждение. Поэтому и человеку Б-г желает того же: пусть сам трудится, творит и делится своим творением с другими. Пишет книгу или музыку и дает другим читать или слушать. Готовит еду и дает другим есть. Строит дом и дает другим в нем жить. Побеждает врагов, преступников, болезни и дает людям шанс пожить без этих напастей. Во всех подобных случаях не только тем, кто принимает благодеяния, становится хорошо, но и тот, кто действует, обретает чувство достижения, полноценности и уподобления Самому Б-гу (в качестве Его представителя).

Именно тем, что трудится и дает. А не сидит и берет. Да, сидя и ожидая, что Б-г даст, можно продемонстрировать веру в Него. Но, как сказано, Б-г не хочет, чтобы мы в Него просто верили! Он хочет большего — чтобы мы Ему уподобились!

Просто вера в Б-га, в то, что Он подаст, — это путь Ишмаэля. Который, как и Эйсав, отклонился от центральной праведности в одну из крайностей. Эйсав умеет трудиться, его имя связано со словом асия — «действие», но при этом он приписывает все достижения себе и забывает о Б-ге. Ему принадлежит высказывание: «На Б-га надейся, а сам не плошай», что в принципе верно, однако у Эйсава «а» в этом предложении выполняет свою известную функцию: Эйсав по факту только сам не плошает, а на Б-га не надеется. Ишмаэль же — наоборот: его имя означает «услышит Б-г». В отличие от Эйсава, который весь в своем «действии», а Б-га для него нет, Ишмаэль очень даже верует, но он весь в том, чтобы его «услышал Б-г» — а сам он может ничего не делать.

И только Яаков добился баланса между этими двумя силами и пришел к золотой середине: надо и самому не плошать — делать усилия, иштадлут, и на Б-га надеяться — битахон (упование). Без помощи Б-га все усилия тщетны, но Он помогает именно тем, кто трудится.

Как сказано, ради их же блага, чтобы они не просто что-то от Него получили, но — уподобились Ему.

Так что лотерейный билет — можно, но лишь как дополнительный шанс что-то получить. И поскольку реальных шансов на самом деле мало, покупать его надо с намерением в любом случае пожертвовать эти деньги на благое дело (опять же, дать), а уж получу ли что, Б-г решит.

Да, Б-г уже в Рош а-Шана определяет, сколько у кого будет денег, это верно. Но не верно, что поэтому их можно получить малым усилием. По указанным причинам. Да и подумаем сами: ведь Б-г определяет и всё на свете: сколько будет построено домов, каким будет урожай и т д. И что, это значит, что строителям и земледельцам можно сидеть и ничего не делать? Нет, конечно, сами по себе все эти дела не сделаются. А Б-г решает, каким будет результат человеческих усилий. И человеку об этом решении не сообщает — незачем ему знать, что получится, пусть трудится.

Именно поэтому, кстати, нам будущее не сообщается. И даже когда были пророки, они обычно не занимались банальным предсказанием будущего конкретных людей, как какие-нибудь гадалки. Потому что на самом деле выяснение, что произойдет с человеком в будущем, вовсе не пойдет ему на пользу. Вне зависимости от того, хорошо будет или плохо.

Будет плохо? Узнав это, человек либо попытается как-то избежать такого сценария, а это тщетные усилия, если Б-г решил; либо опустит руки и фаталистически поплетется на плаху: зачем что-то делать, если всё равно не поможет? Будет хорошо? Обрадуется — и тоже перестанет действовать: зачем, если всё равно будет хорошо?!

Вот нам и не сообщается будущее — чтобы, не зная его, действовали и прилагали усилия, старались сделать как можно лучше. И информация о том, что в Рош а-Шана всё решается, дана нам не для того, чтобы мы расслаблялись и ждали тех результатов. А, наоборот, чтобы отнеслись к Рош а-Шана максимально серьезно, постарались раскаяться и стать праведнее, чтобы заслужить хороший год. А потом, не зная точно, что решил Б-г, прилагать все усилия, чтобы этот год действительно был хорошим. И только окончательный результат откроет нам, что изначально решил Б-г. И если не постараемся, окажется, что и Его решение было не в нашу пользу.

Так что и на Б-га будем надеяться, и сами всё-таки постараемся не плошать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.