Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как совмещать современность и еврейский образ жизни?

Темы: Предназначение, Прогресс и Тора, Народы мира, Душа, Время, Заповеди, Интернет, Адам

Отложить Отложено

Шалом Алейхем! Мир наш активно меняется — в отличие от места Всевышнего в нем. Как совмещать современность и еврейский образ жизни? А также: как ортодоксальный иудаизм использует веяния современности, например, сеть Интернет и подобное, помимо вашего многоуважаемого сайта? Спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы интересно сформулировали: наш мир меняется — в отличие от места Всевышнего в нем. Одна из возможностей «проиллюстрировать» эту идею следующая:

Говорят мудрецы: Адам вмещал в себя души всех людей, произошедших от него. Всех народов и всех поколений. (Он воистину был «отцом народов»). Всё это было заключено в нем — он был «человечеством».

Но после того, как он согрешил, то есть не сумел привести одну общую душу человечества к исправлению и совершенству, она распалась на множество составляющих: в пространстве — между разными народами — и во времени — между разными поколениями. (Чтобы каждую составляющую можно было исправить по отдельности, это легче, чем все сразу). Отсюда различия между ними — как между разными народами, даже в одном поколении (за примерами далеко ходить не надо), так и между разными поколениями в одном народе (то же самое).

Отсюда следующая схема. Народы не просто отличаются друг от друга — они, можно сказать, расположены по кругу вокруг центра. Так, говорят мудрецы, располагаются 70 ангелов, покровительствующих семидесяти (корневым) народам мира, вокруг Небесного Престола. Почему по кругу? У каждого — свой взгляд на центральную Истину и свой путь к ней. (Поэтому и еврейский народ, который, «параллельно» нееврейскому миру, состоит из семидесяти основных душ, располагался по кругу вокруг Мишкана — переносного Храма: у каждого еврея и у каждого колена Израиля — тоже свой путь к центральной Истине).

Так «расположены» народы в одном поколении, но, значит, и разные поколения во времени — по «кругу» вокруг Небесного Престола. Вот и получается, что они меняются — т.е. мы переходим от одной точки окружности к другой, но Небесный Престол — место Всевышнего в нашем мире — остается неизменным. Центральным.

Что меняется? Наше место на окружности и, соответственно, наш путь к Всевышнему и Его Истине. Наше восприятие и мышление. А также наше служение Б-гу на практике.

Раз так, получается, что вопрос о «совмещении современности и еврейского образа жизни» не более актуален сегодня, чем на каком-либо ином этапе истории. Ведь что такое «современность»? Всего лишь одна из точек на описанной окружности. Она по определению так же близка к Небесному Престолу в центре, как и все предыдущие этапы. И Б-г поместил нас именно в эту точку — дал нам родиться именно в эту эпоху, — чтобы в ней, в ее условиях, нашли путь к Нему в Центр.

«Современность» выглядит «неподходящей» для еврейского образа жизни?

Это всего лишь означает, что на пути от нашей точки к Центру видны препятствия. Но они присутствуют и на любом другом «радиусе» этого круга — просто он так устроен.

В каждую эпоху были свои причины, по которым было трудно соблюдать Тору. Например, на протяжении долгого времени, особенно в Средневековье, там, где жили евреи, господствовало христианство. Евреи беспрерывно подвергались самым разным ограничениям и преследованиям, и вести еврейский образ жизни было очень нелегко. И материальные условия далеко не всегда позволяли. В этом смысле мы сегодня очень избалованы и давно забыли о том, что значит еврейская жизнь в тех условиях.

Просто у каждого поколения свой путь к Центру — а это значит, свой бег с препятствиями. С теми препятствиями, какие Б-г задает в каждом поколении.

От теории к практике:

Если вопрос, как по факту соблюдать сегодня все заповеди, то ответ — брать и соблюдать, большинство из них вполне выполнимы. Не убивать, не красть, почитать родителей, вести честно бизнес — кажется, всё ясно. (Нет, конечно, далеко не всё, но можно изучать и задавать вопросы раввинам).

Если вопрос, как верить в Б-га и в то, что Он дал эти законы, в такое время, когда это не в моде и человеческий разум сопротивляется, то ответ — понять, что на самом деле представляет собой вера, и сделать свою веру идеологией.

Наконец, Ваш вопрос о современных технологиях, включая интернет.

Ответ такой: принцип везде один: используем инструменты, которые Б-г дал каждому поколению, для пути к Нему в Центр — то есть, используем во благо, по назначению, но не во зло.

У каждого поколения свои инструменты. У каких-то поколений было, например, больше физической выносливости, у других — какие-то иные преимущества. У нашего поколения, среди прочего, есть больше возможностей благодаря современным технологиям. Что ж, давайте.

Поезда, машины, самолеты и т. д. — чтобы добираться туда, куда надо: в ешиву учить Тору или в синагогу молиться, или в магазин купить необходимое и пр..

Телефон — чтобы связываться с кем надо, общаться с близкими, преподавать Тору.

Интернет — в принципе тоже огромное количество возможностей: и общаться, и преподавать Тору, и черпать знания, и заниматься множеством других видов полезной деятельности.

Но поскольку интернет предоставляет такие огромные и самые разные возможности, это дело надо контролировать. Ведь в природе человека — хотеть не только правильное и полезное, но и просто приятное. Даже если не очень полезное. Вот и видим наряду с кладезем знаний и полезной информации также море непристойности, а в эпоху расколов и конфликтов — море пропаганды и дезинформации.

Одним словом, видим — всего человека. Во всей его «красе», во всех проявлениях. Столь многое из того, что раньше было труднодоступным, теперь стало достоянием всех, поразительная «демократизация». Вот и видим, что делают люди, которые дорвались. Одни дорвались до знаний и культуры, другие — до удовлетворения своих страстей, третьи — до вещания на весь мир своих «весьма ценных» идей.

Отсюда и отношение ортодоксального еврейства к интернету. Да, мощный инструмент, но надо следить, к чему именно стремятся люди. Тот, кто «дорвался» до Торы, пусть ее изучает или преподает, тут действительно океан новых удивительных возможностей. Но кто стремится к различным весьма сомнительным «достижениям», — нет, сюда нельзя.

А кому-то вообще лучше доступ ограничивать. Любой полезный инструмент может стать опасным, когда попадает в неумелые руки. Ведь и деньги не всегда доверяют человеку, если велика вероятность, что он их пропьет или еще как-то понапрасну или даже опасным образом истратит. И машину не доверяют человеку, который не умеет водить или пьян. И ядерная энергия может использоваться по-разному, поэтому кнопку можно доверять только такому человеку, который отнесется к этому с должной ответственностью.

Остается поблагодарить Б-га за все инструменты, которые Он нам дал, и, орудуя ими с должной аккуратностью и умением, продолжить с их помощью путь к Нему в Центр.

С уважением, Меир Мучник

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.