Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если мудрец Торы не делает добрых дел, засчитываются ли ему его знания?

Темы: Мудрость, Шломо, Пиркей Авот, Добрые дела, Изучение Торы, Богобоязненность, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав! Хотел задать вам следующий вопрос. Китайский мудрец Конфуций сказал: «Пусть человек обладает превосходными талантами Чжоу-гуна, но если он тщеславен и скареден, то остальные качества его не заслуживают внимания».

Вот хочу провести параллель с иудаизмом. Допустим, если еврей прекрасно знает Тору, хорошо разбирается в Талмуде, но не имеет за собой добрых дел, тщеславен, завистлив, злословит и т. д., засчитываются ли тогда его знания Торы, Талмуда и т. д.? С уважением, Святослав

Отвечает рав Моше Аксельрод

Здравствуйте Святослав,

Вы задаёте отличный вопрос!

Ответ на него находится прямо в Пиркей Авот[i] (глава 3, мишна 9): «Раби Ханина бен-Доса[ii] говорил: “У того, чьи добрые дела превосходят его мудрость, мудрость будет устойчивой, но у того, чья мудрость превосходит его дела, мудрость недолговечна”».

Раби Ханина учит: если человек изучает Тору и даже является мудрецом, но ему не хватает богобоязненности (т. е. он не работает над своими качествами и не развивает в себе страх перед грехом), то его знания в Торе ничем не помогут ему в жизни и в саморазвитии.

Царь Шломо (Соломон; Мишлей 17:16) говорит: «Для чего деньги в руке глупца? Чтобы купить мудрости, когда нет разума?» Имеется в виду, что от мудрости нет никакой пользы, если она не входит в сердце и не влияет на чувства и качества человека.

Мудрецы в «Авот дэ-раби Натан»[iii] приводят, комментируя эту мишну, следующие сравнения: «Мудрец и богобоязненный — кто он? Ответил раби Йоханан бен-Закай[iv], что он подобен ремесленнику с инструментом в руках. Мудрец и не богобоязненный — кто он? Ответил, что он подобен ремесленнику без инструмента в руках. Богобоязненный и не мудрец (в Торе) — кто он? Ответил, что он подобен человеку, не имеющему ремесла, но с инструментом в руках».

Мы видим, что богобоязненный человек, не являющийся мудрецом Торы, предпочтительней, чем мудрец, лишенный трепета перед Всевышним. Ведь неспециалист с инструментом в руках может устранить хотя бы простую неполадку — в отличие от ремесленника без инструментов. Потому что цель изучения Торы — привести человека к соблюдению заповедей и к трепету перед Небесами. А если Тора для изучающего её является просто «теоретической» мудростью, то нет в ней никакой пользы для него.

Более того, мы видим: тому, чья мудрость превосходит его добрые дела (что включает в себя и хорошие качества), эта мудрость принесет вред, как сказано в 17-ой мишне той же главы: «Чему подобен тот, у кого стремление искать [в повелениях Творца] мудрость преобладает над стремлением исполнить [их]? Дереву с раскидистыми ветвями и слабыми корнями: налетит ветер и выдернет его из земли, и бросит наземь, как сказано: “И будет он как можжевельник в степи, и не увидит прихода блага, и станет жить в выжженной [солнцем] пустыне, в необитаемом краю солончаков”. А чему подобен тот, у кого стремление исполнить [повеления Творца] преобладает над стремлением искать [в них] мудрость? Дереву с негустой кроной, но с мощными корнями: даже если налетят на него все ветры мира — не сдвинут они его с места, как сказано: “И будет он как дерево, посаженное у воды и протянувшее корни свои к потоку; не почувствует оно прихода зноя и листва его будет зелена, и засушливый год не будет страшен ему, и не перестанет оно плодоносить”» (слова раби Элазара бен-Азарьи[v]).

Как дерево с большой кроной и слабыми корнями упадет, не выдержав ветра, так и мудрец, не стремящийся исполнять то, что он учит, «упадёт» из-за своих знаний. Как это понять? Почему знания, мудрость могут стать причиной падения?

Сказано в Талмуде: чем более велик человек (в духовном плане), тем сильнее его дурное начало (Сукка 52а). Мудрец является предпочтительной целью для дурного начала, он больше «привлекает» к себе внимание этого начала. Кроме того, грех мудреца оказывает большее влияние на окружающих.

Поэтому ясно, что трепет перед Б-гом является обязательным предварительным условием для изучения Торы. Сказано в Талмуде: «Каждый, у кого есть Тора, но нет страха перед грехом, подобен хранителю ценностей, которому передали ключи от внутренней двери, но не передали ключей от внешней двери» (Шабат 31; это слова Рабы бар рав Уна[vi]). Зачем нужны ключи от сейфа, если нет ключей от комнаты, где он находится?!

Поэтому каждый, кто хочет стать мудрецом Торы, должен подойти к изучению как к средству, максимально приближающему его к Всевышнему. И настроить себя на выполнение Его воли по максимуму.

Желаю Вам успехов во всём.

С уважением, Моше Аксельрод


[i]Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между III в. до н.э. и III в. н.э. Основное содержание  трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».

[ii] Раби Ханина бен-Доса (ок. 3810 – ок. 3930 / ок. 50 – ок. 170, Эрец-Исраэль) — прославленный чудотворец и праведник. Ученик рабана Йоханана бен-Закая.

[iii] «Авот дэ-раби Натан» — дополнение к Пиркей Авот, составленное, согласно Традиции, раби Натаном а-Бавли, кодификатором Мишны.

[iv] Рабан Йоханан бен-Закай (ок. 3730-3833 / ок. 30 г. до н. э. – 73 г. н. э.) — глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма, воссоздал Санхедрин в Явнэ и возглавлял его работу в первые годы.

[v] Раби Элазар бен-Азария (ок. 3814 – ок. 3944 / ок. 54 – ок. 184) — один из выдающихся мудрецов ешивы в Явнэ, бывший короткое время председателем, а затем — верховным судьей Санхедрина.

[vi] Раба бар рав Уна — амора (мудрец Талмуда) третьего поколения (3-4 вв. н. э.), был главой знаменитой ешивы в Суре, Вавилония.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.