Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Важно ли умершему знать, есть ли уход за его могилой?

Темы: Грех, Душа, Похороны, Суд, Уважение, Смерть, Жизнь, Ответственность

Отложить Отложено

Здравствуйте! Вопрос: Важно ли умершему знать, есть ли уход за его могилой? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Что именно испытывает человек после смерти, что он знает и не знает, что ему важно или не важно, мы с точностью ответить не можем. Ибо еще никто из умерших не вернулся и не рассказал, что именно там с ним было.

Однако можем сказать, что, согласно Торе, могилы важно беречь и что осквернение их или просто тела умершего причиняет душе умершего боль.

Фундаментально вопрос о покойниках и кладбищах понятен: с одной стороны, мы вроде бы говорим, что главное в нас — душа. Тело — всего лишь ее оболочка в этом физическом мире, как «скафандр». Тело смертно, но душа вечна. Значит, «я» — это моя душа. Но, с другой стороны, сказано, что душу у нас заберут или что «отдадим» ее.

Мертвый человек — это «он сам» или только «его тело», а сам он уже «ушел»? А ведь мы пользуемся обоими понятиями, хотя они, вроде бы, противоречат друг другу. Хороним «человека», отдаем «ему» последние почести, бережно обращаясь с телом. Значит, это тело — «он»?

Ведь если «он» — уже ушедшая душа, то тело — всего лишь оставшийся после него «скафандр», неодушевленный предмет, и какой смысл во всех этих церемониях, похоронах, надгробиях и бережном к ним отношении? Зачем так стараться забирать тела павших солдат с поля боя, а то и из рук противника, часто в обмен на пленных? А ведь Израиль нередко в обмен на тело одного солдата освобождает многих террористов. (Почему один мертвый еврей «стоит» множества живых палестинских террористов — вопрос к ним).

Позвольте привести мидраш (Ваикра Рабба 4:5), который, в свою очередь, приводит притчу:

Два инвалида, удостоившиеся сторожить царский сад, надумали злоупотребить служебным положением и полакомиться плодами. Но один был слепой, а другой хромой. Что они сделали? Хромой сел на плечи слепого — и они так смогли дойти до деревьев и сорвать плоды. Когда царь пожелал знать, кто нарушитель, каждый доказывал, что он не мог совершить нарушения: я же хромой, как бы дошел? Я же слепой, как бы увидел деревья и плоды? Но царь не страдал слабоумием, он велел хромому влезть на плечи слепого и сказал: вот как вы это сделали вместе! И так, вместе, я вас и буду судить.

Вот и тело с душой так. Душа говорит: это тело грешило, а не я — ведь, отделившись после смерти, я сама по себе чистая, витаю в Небесах! А тело говорит: это душа грешила, а не я — ведь без нее я валяюсь на земле, как камень! Что сделает Б-г? Вновь соединит их и так, вместе, будет судить.

Получается, что человек — действительно сложное существо и состоит из обоих этих компонентов, тела и души! Каждый из них имеет свою «субъектность», но только вместе они составляют «человека». Который может выполнять или нарушать заповеди, и за это «его» будут судить — в этом же состоянии совмещения тела и души.

Но в то же время очевидно, что душа и тело имеют каждый свою «субъектность» и по отдельности. Только не как совершенно отдельные и независимые друг от друга субъекты, а как «представители» одной субъектности — того самого человека. Поэтому с душой что-то происходит после смерти на Небесах — в результате того, что «она сделала» при жизни, а телу «отдают последние почести» и хоронят как «его», того самого человека.

Как могут они оба по отдельности быть «тем человеком»? При жизни, пока мы являемся их совмещением, нам этого, похоже, не дано понять — и не надо. Сейчас нам надо воспринимать себя именно как просто «человека», у которого есть и тело, и душа. А чем будет потом каждый из этих компонентов и что будет ощущать — тогда и ощутит.

Единственное что: можно привести такой пример: у страны два соправителя, «тандем». Или, скажем, президент и вице-президент. Или вместо последнего просто член высшего руководства, который принимает участие в решениях. Первый едет в один город, второй — в другой, и каждого встречают как представителя «власти» (или всей той страны, если город за границей) и чествуют или, наоборот, спрашивают с него, задают вопросы, почему его страна поступила так-то и так-то. Получается, каждый по отдельности представляет власть, которая «состоит» из них обоих.

Здесь понимаем, что каждый, хотя и сам по себе субъект, одновременно является частью одного общего субъекта — «власти». Как может она быть субъектом, не будучи на практике одним лицом? Вроде бы, не совсем понятно, но на практике люди вполне спокойно говорят о «власти» как о субъекте, так ее воспринимая. Вот и человек — это «власть» над собой, в смысле ответственности. И за всё, что делают все «представители власти», все, на ком лежит ответственность за него, спросят с «него».

Впрочем, то, что тело покойного — это «он сам», вполне по-простому воспринимается теми, кто продолжает жить.. Это чувство Б-г нам дал, чтобы бережно отнеслись к его телу и с почестями похоронили.

Поэтому мы должны считать — и естественным образом ощущаем, — что умершему это важно. И действовать соответственно.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.