Темы: Исправление, Ад, Награда и наказание, Свобода выбора, Грех, Время, Рай, Смерть, Жизнь, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДалила, предавшая Самсона, попала в ад? Или не будет ей наказания, потому что она исполняла приговор Всевышнего над Самсоном? Николай
Шалом, Николай!
У каждого человека есть свобода выбора — каждый волен самостоятельно решать, как поступить, «хорошо или плохо». И поскольку человек обладает свободой выбора, он полностью отвечает за свои поступки: поступив правильно, заслуживает награду, поступив неправильно — наказание.
Впрочем, иногда наказание выражается в том, что человека лишают свободы воли. Иными словами, он так много грешил, что уже не может преодолеть инерцию греха и сам своими поступками толкает себя в ад. И, всё же, нужно помнить, что врата раскаяния никогда не закрываются и, пока человек жив, есть надежда. Как сказал царь Шломо (Мишлей 11:7): «Со смертью человека нечестивого пропадает надежда...» Но пока злодей не умер — всё еще можно исправить.
Поэтому так важно не подталкивать человека к опрометчивым шагам. Сколько бы он ни грешил, всегда остается возможность для исправления, но если под тяжестью совершенных преступлений он захочет расстаться с жизнью — тут уже ничего не поделаешь. И о Делиле тоже можно сказать, что никто не заставлял ее поступать подло с Шимшоном. И если она решила так поступить, ей полагается наказание — согласно тяжести совершенного преступления.
Более того, если бы человек лишился свободы выбора, не было бы никакого смысла в его существовании в этом мире — мире, вся цель которого в том, чтобы, выбирая добро и отвергая зло, мы заработали себе награду в мире Грядущем. Поэтому, потеряв свободу воли, человек тут же покидает этот мир: или, уничтожив в себе дурное начало, как пророк Элияу (Илия), поднимается на небо, или умирает в своем злодействе, без надежды на исправление.
Талмуд (Хагига 15 б) рассказывает о мудреце по имени Элиша бен-Абуя, который, войдя в Пардес (сад сокровенных тайн Торы), не выдержал глубины духовного постижения и начал отрицать основы веры. После этого его стали называть «Ахер» — Иной. Рассказывают, что однажды он услышал голос, который возгласил: «Вернитесь, непослушные дети! Все, кроме Иного». Из этих слов он понял, что на Небесах не будет принято его раскаяние. И, всё же, ему нужно было проявить упорство и не оставлять попыток вернуться к Б-гу, тогда и его раскаяние было бы принято.
Вы можете спросить — ведь Б-г знает будущее, следовательно, Он изначально знает, как я решу поступить — правильно или неправильно. Получается, мой выбор предопределен? Это вечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Основная причина в том, что мы не можем полностью постичь Всевышнего, следовательно, не можем понять, что означает «Б-г знает». Нужно только понимать, что это Его знание никак не мешает нашей свободе воли. Определим это так: поскольку Б-г всемогущ, Он может сделать так, чтобы Его знание не противоречило нашей свободе воли.
Приведу Вам такой пример. Я никак не могу знать, что Вы собираетесь сделать в ближайшее время, но как только Вы это сделаете, я тут же об этом узнаю — и это никак не помешает Вашему выбору. Для человека существует прошлое, настоящее и будущее, но Всевышний не ограничен временными рамками. Он сотворил время, и Он не подчиняется ему, находясь одновременно и во всех временах. Поэтому Б-г видит, что человек сделает в будущем, уже сейчас, но это никак не мешает выбору человека в настоящем.
Вы можете возразить: всё же, мы видим, что люди рождаются разными. Есть люди по природе своей более склонные к добру, есть более склонные к злу. Да, это так, люди рождаются с разным духовным потенциалом, и, всё же, никто не диктует человеку, как поступить. Поэтому даже человек с давно сформировавшимся плохим характером способен преодолеть себя и измениться к лучшему.
Конечно же, Вам известна история о праведнике Ийове (Иове), на долю которого выпали немыслимые страдания. Талмуд (Бава Батра 16а) рассказывает, что как-то в пылу спора он с горечью заметил:
— Владыка мира! Ты сотворил быка — его копыта раздвоены, сотворил осла — его копыта сросшиеся, сотворил рай, сотворил ад, сотворил праведников, сотворил злодеев!
Ответили ему друзья:
«И (этими словами) уничтожаешь ты страх (пред Б-гом )» (Ийов 15:4), оправдывая злодеев и принижая праведников. Да, Б-г сотворил дурное начало, но Он сотворил для него Тору в качестве приправы!
Итак, изучая Тору и исполняя ее заповеди, человек способен не только обуздать свое дурное начало, но и исправить его, сделав из горького сладким.
С уважением, Арье Гальчук
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Где находится Ган-Эден? И сколько их?
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Мордехай Кульвянский
Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.
Рав Реувен Куклин
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.